Во время недавно прошедшего симпозиума, посвящённого языку Свитков Мёртвого моря и книги Бен-Сира сотрудник библиотеки доктор Алексей Юдицкий продемонстрировал некоторые из полученных результатов. Используя передовую графическую технологию, исследователи делали по 28 фотографий каждого фрагмента свитков в самом высоком разрешении и на различной длине волны. На близком к инфракрасному уровне спектра камера смогла зафиксировать символы, недоступные невооружённому глазу.
Обнаруженные данные, безусловно, могут стать причиной разногласий между историками и исследователями Библии. К примеру, в тексте, имеющем отношение к описанию высоты ковчега, обнаружено ранее невидимое слово «ne’esefet», означающее «собранный». Исследователи полагают, что автор описывает стропила ковчега, сходящиеся в одной точке, образуя форму пирамиды. Имеются и другие источники, в которых ковчег описан как пирамида, но данный текст является самым ранним.
Процесс фотографирования фрагментов свитка
Ещё один ставший теперь читаемым фрагмент, который непременно вызовет разногласия, включает в себя фразу, что грехи могут быть прощены подобно денежным долгам. Исследователь Чанан Ариель полагает, что речь идёт о плате за отпущение грехов, подобно продаже индульгенций во времена средневековья. Является ли вновь полученный текст доказательством, что данная практика когда-то была одобрена с точки зрения Библии?
Фрагмент свитка до и после цифровой обработки
Новый анализ также помогает прояснить значение некоторых смутно понятных слов, например, слова «ptil». В Книге Бытия описывается история о том, что Иуда провел ночь со своей невесткой, притворившейся блудницей, и заплатил ей своим «ptil». Благодаря ставшему доступным для прочтения фрагменту мы теперь знаем, что «ptil»- это ремень.
Работа над проектом продолжается. По словам доктора Юдицкого, на данный момент обработано около восьмидесяти процентов фрагментов.
В любом случае, к какой бы вере вы ни принадлежали, анализ и интерпретация двухтысячелетней головоломки, которой являются Свитки Мёртвого моря, может оказаться много интересней и познавательней, чем споры о том, может ли пирамида плавать и сколько динозавров она могла бы вместить.