20 сен 2016 15:42

В Брюсселе состоялся первый день конференции «Власть и забота» под эгидой института «Ум и жизнь»

Брюссель, Бельгия, 9 сентября – Утром, когда Его Святейшество Далай-лама отправился в центр изящных искусств «Бозар», улицы города были еще тихи и безлюдны. Его Святейшество миновал величественные правительственные здания, живописные церкви и впечатляющую конную статую одного из предводителей крестового похода, Готфрида Бульонского, которая украшает Королевскую площадь. Когда Его Святейшество вышел из машины и направился по центру искусств к конференц-залу им. Анри ле Бефа, множество людей, среди которых были и стародавние друзья, и сторонники, и просто любопытные, столпились там в надежде перемолвиться словом с Далай-ламой или пожать ему руку.

Как только Его Святейшество и докладчики первой сессии, а также 1900 зрителей заняли свои места, исполнительный директор европейского института «Ум и жизнь» Сандер Тайдман поздравил всех с открытием 31-й конференции института«Ум и жизнь», которая впервые проходит в Брюсселе, столице Евросоюза. Он поблагодарил всех организаторов нынешней встречи, особенно добровольных помощников. В своем вступительном слове Пьер Гурджиан, президент Свободного университета Брюсселя (Université libre de Bruxelles) заметил, что один из аспектов темы конференции – «Власть и забота» –это лидерство, и добавил, что каждый стремящийся изменить мир лидер.

Ведущий утренней сессии, досточтимый Матье Рикар напомнил, что у них есть три дня на исследование отношений между властью и заботой, и он надеется, что участники конференции сумеют отыскать здоровый баланс между двумя этими понятиями. Он попросил профессора Франса де Вааля начать обсуждение с доклада по этологии (науке о поведении животных в естественной среде их обитания). Де Вааль рассказал о своих находках при изучении влиятельности и иерархии в группах шимпанзе и бонобо. Он описал развязную походку доминирующих самцов и подобострастные поклоны их подчиненных, и рассмешил участников конференции фотографиями известных политиков, которые зачастую ведут себя очень похоже. Де Вааль подчеркнул, что доминирующие самцы шимпанзе или бонобо нередко дополняют власть заботой; так, они часто останавливают драки в подчиненной им группе обезьян. И хотя утешение, как правило, считается женской прерогативой, доминирующие самцы тоже нередко демонстрируют талант успокаивать других.

Его Святейшество попросили прокомментировать доклад, и он сказал: «Я бесконечно рад снова приехать на конференцию под эгидой института “Ум и жизнь” и благодарю за усилия всех устроителей нынешней встречи. Подобные конференции проходят на протяжении более 30 лет, и мне хотелось бы отдать дань памяти Франциско Варелы, увлеченного участника наших ранних встреч. Во время моего первого визита в Европу в 1973 году я начал понимать, что хотя многие западные страны прекрасно развиты материально, далеко не все их жители счастливы. Люди страдают от чрезмерного стресса и конкуренции. Материальное развитие предоставляет физический комфорт, но не дарит покоя ума. Я подумал, что если мы поделимся не связанными с религией практиками, развивающими внутренний покой и мир, это внесет свою лепту в построение лучшего мира. В то же самое время мне было хорошо известно, что многие члены тибетского монашеского сообщества всерьез опасались, как бы наука не нанесла ущерба нашим традиционным ценностям, а одна из моих западных знакомых даже предупредила, будто наука убивает религию. И все же мы начали диалог, с головой погрузились в обсуждения, и вот сегодня мы снова здесь, в Европе».

Его Святейшество напомнил о конфликтах, которые разрывали Европу в прошлом и вылились в беспримерное насилие и разрушения двух мировых войн. В свете этого создание Европейского Союза – прекрасная идея и признак зрелости. Его Святейшество процитировал слова Карла Фридриха фон Вайцзеккера, которого считает своим учителем квантовой физики. Тот однажды поделился, что во времена его детства каждый француз считал немцев злейшими врагами, а каждый немец ненавидел французов. Но сегодня от этой вражды не осталось и следа.

Его Святейшество поблагодарил институт «Ум и жизнь» за внимание не только к материальному развитию, но и к исследованиям внутренних ценностей. Плодом их усилий, как он надеется, будет рост физического благополучия и развитие внутреннего покоя и мира людей. Его Святейшество подчеркнул, что не только последователи религиозных учений нуждаются в любви и сострадании – эти чувства необходимы нам всем. И хотя изучение шимпанзе может пролить некоторый свет на поведение человека, Его Святейшество сомневается, что это поможет разобраться в устройстве человеческого интеллекта, злоупотребление которым ведет ко множеству конфликтов.

Заслуженный профессор Сара Блаффер Хрдэй в рамках темы «Антропология» рассказала об исследованиях различных способов воспитания малышей. Мамы-шимпанзе поддерживают непрерывный физический контакт со своими детенышами первые четыре месяца их жизни, а вот у древних охотников и собирателей заботу о новорожденных малышах брали на себя и другие члены группы. Разница в том, что люди понимают, насколько важна помощь других для выживания малыша. Человеческий ребенок порой зависит от матери до 15 лет, но в это время и мать получает помощь и поддержку окружающих.

Его Святейшество упомянул, что для него загадка поведение черепах: если человеческие матери полны сострадания и связаны тесными узами со своими детьми, то черепахи закапывают яйца в песок и навсегда их покидают. Между вылупившимися черепашатами и их отсутствующими матерями не возникает уз любви и нежности.

Тибетский духовный лидер еще раз повторил, что данные научных исследований, согласно которым человек по природе своей милосерден, внушают большую надежду. Это значит, что если мы не пожалеем сил, то можем измениться к лучшему. Он добавил, что природная открытость детей, которым и дела нет до поверхностных различий между ними, часто теряется по достижении зрелости, поскольку существующая система образования неадекватна и почти не уделяет внимания развитию внутренних ценностей.

Когда перешли к обсуждению экологии, профессор Йохан Рокстрем заметил, что экономика построена на неверных предпосылках. Мы полагаем, будто живем в маленьком мире на большой планете, однако в реальности мы – большой мир на маленькой планете. И хотя, казалось бы, до 1990 года планета справлялась с результатами нашей деятельности, сегодня мы стоим на краю катастрофы. Однако есть и основания для оптимизма: усилия, направленные на защиту озонового слоя, увенчались успехом, вред устранен. Сегодня важно заложить фундамент для будущего, свободного от ископаемых источников энергии.

Его Святейшество слушал с большим интересом, сказав лишь: «Чудесно, огромное спасибо!», после чего прервались на обед.

Дневная сессия прошла под руководством Роши Джоан Халифакс. На ней обсудили перспективы, которые открывают перед нами психология, эндокринология и нейронаука. Профессор доктор Александра Фройнд начала свой доклад со сравнительного анализа власть имущих. Когда просят назвать имена действительно влиятельных людей, нередко вспоминают о Гитлере или Мао Цзэдуне. Однако Махатма Ганди, лишив власти англичан и передав ее индийцам, продемонстрировал огромную и в то же время миролюбивую силу. Профессор упомянула о важности мотивации, тесно переплетенной с целью, на которую направлены наши усилия. Профессор добавила, что власть – это оказание влияния на людей или окружающую среду, и у власти есть как светлые, так и темные стороны.

Перешли к обсуждению эндокринологии, и профессор Маркус Хейнрикс рассказал о влиянии на человека гормонов, таких как окситоцин, тестостерон и кортизон. Он завершил свой доклад шуткой, что распространение «гормона любви» окситоцина через кондиционеры воздуха или спреи для носа не изменит мир к лучшему.

Профессор-нейролог Таня Сингер рассказала о данных, полученных в ходе исследований влияния светских занятий медитацией с целью развития заботы и сострадания. Она отметила, что сострадание не приобретается с возрастом само по себе. Крайне важно развивать сострадание с опорой на тренировки и прилагать к этому усилия. Более того, медитации вовсе не панацея. Разные виды медитации приносят разные плоды. Данные последних нейрологических исследований свидетельствуют, что альтруизм и сострадание действительно можно взращивать с помощью тренировок, которые ведут к созданию новых нейронных связей в мозге и развитию про-социального поведения.

По мнению профессора Ричарда Шварца, психиатра, занимающегося семейными системами, разрушительные эмоции зачастую становятся выражением властности и заботы в их крайних проявлениях. Он заинтриговал слушателей историей об одном пациенте, который испытывал желание убить свою бывшую жену. Пациент всеми силами боролся с этими побуждениями, но не соглашался анализировать их истоки. Когда же он в конце концов согласился на это, выяснилось, что причина кроется в страхе бессилия, появившемся вследствие пережитого в детстве инцидента.

Доктор Шварц подытожил свое выступление словами: «Мораль сей истории такова: мы должны обращаться со своими внутренними врагами с той же заботой и состраданием, с какими Его Святейшество призывает нас относиться к врагам внешним».

В завершение Его Святейшество произнес: «Я очень благодарен за ваш живой интерес к устройству ума и эмоций. Это прекрасное начало. Сегодня утром я упоминал, что на самом деле источник наших проблем – это наш ум. Если внутри у вас мир, то ваш ум не смутят внешние неприятности. Это даже поможет вам легче перенести физическую боль. Что касается медитаций, аналитическая медитация, в отличие от однонаправленного сосредоточения или даже простого памятования, требует использования наших интеллектуальных способностей в полной мере.

Возвращаясь к состраданию, каждому из нас присуща основополагающая биологическая реакция, берущая истоки в любви и нежности, полученных в детстве. Таня Сингер спросила, существуют ли некая последовательность действий, ведущая к развитию сострадания, и ответ на этот вопрос положительный. Как правило, мы начинаем с развития равностности.

Ни один из нас не желает трудностей, и все же мы создаем море проблем своими собственными руками. С чего же начать, если мы хотим измениться? Тут не помогут правительства и крупные организации, начинать нужно с себя. Преобразуя свой ум и развивая нравственные ценности, мы меняем самих себя, отношения в семье и в сообществе, и таким образом трансформируем все человечество. Каждый из нас должен сделать сострадание частью своей повседневной жизни».

dalailama.ru

Доп. информация

Прочитано 1253 раз