25 дек 2016 14:31

Ученые раскрыли тайну "Черного квадрата" Малевича

Не черный не квадрат Малевича

Сотрудники Третьяковской галереи Екатерина Воронина, Ирина Рустамова и Ирина Вакар заявили об обнаружении двух изображений под слоем черной краски на картине "Черной квадрат" Казимира Малевича. Это сенсационное объявление они сделали в ходе международной конференции, посвященной 100-летию "Черного квадрата", сообщает российский телеканал "Культура".
По словам Ворониной, "первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под "Черным квадратом", цвет которого вы видите в кракелюре (между трещинами), — это протосупрематическая композиция".

Авторы исследования сообщили и о другом своем открытии. По их словам, они почти расшифровали надпись на "Черном квадрате", которую считают авторской. Екатерина Воронина рассказала, что у Малевича был сложный и запутанный почерк, сложный для расшифровки. Поэтому в расшифрованной фразе не установлены точно три буквы. Вся фраза, по мнению музейщиков, звучит как "Битва негров в темной пещере". Таким образом, — считают эксперты, — картину Малевича можно считать чем-то вроде заочного диалога художника с автором полотна, написанного в 1882 году французским писателем и эксцентриком Альфонсом Алле. Его картина называется "Битва негров в темной пещере глубокой ночью".

Оба художника умерли бы со смеху, ознакомившись с научными исследованиями их незатейливой шутки.

Свои монохромные картины Алле впервые экспонировал во время выставок "Отвязанного искусства" в Галерее Вивьен. Первым в серии художественных открытий Алле стало совершенно черное и почти квадратное полотно "Битва негров в пещере глубокой ночью", первоначально выставленное в золоченой раме его коллегой Полем Бийо. Не остановившись на достигнутом успехе, спустя год (на второй выставке "Отвязанных искусств") Алле выставил девственно белый лист бристольской бумаги под названием "Первое причастие хлоротически бледных девушек в снежную пору" (1883 год).
Спустя еще год очередная картина Алле была воспринята как своего рода "колористический взрыв". Прямоугольный пейзаж "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами" представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1884 год).

Что касается знаменитой картины Малевича, то в 2015 году "Черному квадрату" исполняется 100 лет. Об открытии других изображений было объявлено на конференции, посвященной этой дате. В настоящее время в Третьяковской галерее проходит выставка "Под знаком Малевича", на которой собрано около 100 графических работ и эскизов художника и его последователей. На международную конференцию, посвященную 100-летию "Черного квадрата", съехались гости из разных стран, отмечают журналисты телеканала. "Наша семья очень рада, что память об очень важном художнике для мира жива, и не только здесь, в Москве", - призналась внучатая племянница художника Ивона Малевич.

Искусствоведам еще предстоит осмыслить открытие, отмечают журналисты. А художники это уже сделали. В стенах Академии художеств открылась выставка, посвященная "Черному квадрату". Авторы - самые именитые современные художники.

"Нам показалось, что было бы уместно в год 100-летия "Черного квадрата" подвести черту под его прессингом, давлением, обаянием и тем магнетизмом, которым он обладает, и наконец освободиться, чтобы двинуться дальше. Короче говоря, мы захотели избавиться от его влияния", - пояснил куратор выставки Иван Колесников. В середине декабря авторы экспозиции обещают коллективный перформанс во главе с Зурабом Церетели. Художники разрежут скотч и избавятся тем самым от символических пут Малевича.
Кроме того, как позднее стало известно, Третьяковская галерея выпустит книгу, в которой раскроет тайну картины "Черный квадрат". "Мы готовим издание, которое появится в печати в течение ближайших 10 дней. Это книга про "Черный квадрат" и все проведенные исследования. Я рассчитываю на то, что эта книга будет пользоваться успехом", - рассказала "Русской службе новостей" генеральный директор галереи Зельфира Трегулова. Летом прошлого года в лондонском музее современного искусства Tate Modern прошла выставка Малевича, на которой впервые "встретились" два "Черных квадрата".

"Черный квадрат" - самое знаменитое произведение художника - было центральным экспонатом выставки 1915 года "0.10". Художник повесил картину в верхний угол зала, символически заменив ею тем самым православную икону. В течение последующих 15 лет он создал еще три версии "Черного квадрата" для различных выставок. Два из этих "Черных квадратов" - один 1923 года из Русского музея и один 1929 года из Третьяковской галереи - впервые предстали вместе.
"Черный квадрат" стал нулевой отметкой для современного искусства, и он сохраняет ту же загадочность, радикальность и ту же способность удивлять, что и век назад. Я в восторге от того, что две великие картины будут выставлены здесь, в Tate Modern, и я надеюсь, что все посетители получат удовольствие от уникальной возможности увидеть их в окружении сотен величайших работ Малевича со всего мира", - отмечал куратор выставки Ахим Борхардт-Хьюм.

"Плодотворная дебютная идея" как сказал бы другой талантливый маркетолог на рубеже веков.

Как сообщает vorchun_luka на своей странице.

В декабре 1915 года петербургская интеллигенция, заскучавшая от переизбытка опытов в культуре, была взбудоражена не на шутку. На футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич представил «Чёрный супрематический квадрат». Вопреки названию изображенная фигура является, скорее, четырехугольником, поскольку стороны не параллельны, а углы не прямые, да и черный цвет получился в результате сочетания различных красок.

Картина была частью триптиха, куда также входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Были на выставке и другие работы автора (около трех десятков), но, конечно, все они затерялись на фоне «Черного квадрата»: скандальное полотно висело на самом видном месте — по принципу «красного» угла, где в избах размещались иконы. Есетственно, многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест.
Созданию «Черного квадрата» предшествовал период опытов и поисков. Русский авангард раздирали многочисленные новые художественные направления. Малевич работал одновременно в кубизме, футуризме и «заумном реализме», пока не дошел до супрематизма. Метод последнего состоял в том, чтобы взглянуть на землю извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией.
Образ черного кварата как символа впервые появился в опере Матюшина «Победа над Солнцем», для которой Малевич создал эскизы декораций и костюмов. Тогда изображение означало пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.
Позднее к выставке «0,10» в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной» Малевич использовал образ черного квадрата для создания картины. Художникам была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Малевич расписался на 39 полотен, которые заняли отдельный зал.

Конечно, как это часто бывает, помимо официальной версии создания картины, есть байки. Так вот, Малевич, якобы не успевал дописать картину к выставке, и поэтому сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» Правда это или нет, мы уже не узнаем.
Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата». Сейчас, помимо оригинала 1915 года, известны еще три варианта, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Первая копия была сделана в 1923 году для биеннале в Венеции (сейчас хранится в Русском музее), вторая — в 1929 году к персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее.

Третий вариант стал героем таинственной истории. Вероятно, он написан в 1932 году, однако тогда о нем не было известно. Информация о полотне впервые появилась в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не известным, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал полотно, и оно стало собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов, приобретён Владимиром Потаниным и передан в Эрмитаж.

Кстати, существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».

Прочитано 3202 раз