Древняя история создания этих пещерных храмов точно неизвестна, до сих пор не найдено никаких письменных источников ранее VI века н.э. об этих сооружениях.
Остров, который ещё упоминается в Махабхарате, носит название Гхарипури, что в переводе с санскрита означает "город пещер", "город очищения". К концу в XIX века ни один археолог " не был ...в состоянии определить даже приблизительно его древность". Я понимала,что речь идет о мифах и сказаниях, воплощенных в жизнь чьим-то волшебным гением.
Ровная, высеченная из гранита площадка, открывает путь к колоннаде, на которую давит целая гора, словно желая её расплющить. Удивительно, как шестиметровые колонны выдерживают многовековой вес земли и гранита? За колоннами , в глубине горы начинается сам подземный храм, который вечно находится в полумраке.
Путешественник, входя под своды пещеры, попадает в величественный зал (чуть более 40 кв.м ) с шестью рядами гранитных колонн высеченных из того же горного массива, что и все внутреннее пространство, включая стены, потолок, барельефы и скульптурные группы. Почти половина зала погружена в тишину полумрака . Весь храмовый комплекс посвящен богу Шиве.
Художественный стиль всего комплекса -яркое доказательство "седой" древности храма, когда культ Шивы был господствующим в религии индусов.
Скульптурные композиции также посвящены героическим подвигам Шивы, борьбе с демонами и его перевоплощениям, а также всему пантеону богов и ближайших "сподвижников" Шивы- Брахме, Вишну, Индре и супруги Парвати. Все это можно увидеть, вернее, прочитать в камне : целые сцены из Махабхараты отражены в скульптурных композициях и барельефах.
Гладкий, словно отполированный гранитный пол основного зала святилища открывает взору несравненную Тримурти ,высотой около 5,5 м.
Совершенно не остается никаких сомнений, что Тримурти является творением человеческих рук глубочайшей древности.
Как писала Л.В.Шапошникова, индолог, учёный, писатель и Академик РАЕН в своей книге "По Южной Индии" в 1962 году: " Древний художник аллегорически изобразил три великих начала, олицетворяемых этим богом. Творение это является венцом древнего индусского искусства и не имеет себе равных. Центральная голова статуи изображает Шиву — Созидателя и Творца. Спокойное лицо, глаза прикрыты тяжелыми веками, под тиарой высокий лоб мыслителя. Справа — голова Шивы-Хранителя. В ее облике есть что-то женственное. Лицо мечтательно-задумчивое. Мягкие очертания подбородка и полных губ. В гранитных завитках волос застыли жемчужины и цветы. Рука Шивы-Хранителя держит лотос, символ прекрасного. Слева — Шива-Разрушитель ( Агхори- примечание автора) . Выпяченный низкий лоб, крючковатый нос, страшная гримаса жестокого рта. Череп и змеи — символы смерти — венчают голову Разрушителя....
Вдоль стен храма и в его нишах высечены огромные статуи богов. Они составляют единое целое со стенами. Из полумрака на людей смотрят то бесстрастные, то задумчивые, то загадочно улыбающиеся индусские боги — восьмирукий танцующий Шива, Вишну, Парвати, Варуна, Нила, Ганеша; сцены из жизни богов запечатлены в граните.В одной из ниш находится неотъемлемая принадлежность культа Шивы — огромное из черного гранита изображение Лингама, символизирующее активное созидательное начало, заложенное в человеке."
Эта пещера — одна из наиболее завершенных и сохранившихся.
От главной пещеры дорога идет в гору. Неподалеку есть еще несколько храмов или то, что от них осталось. В гранитном массиве высечены только их колонны, есть останки барельефов , скульптур и портиков , имеются священные "вихары" для лингама, в некоторых из вихар предмет поклонения , конечно же, отсутствовал. А есть и вовсе заброшенные пещеры. Что-то помешало древним зодчим закончить свое дело, а что-то также , как и в главном храме, подверглось варварскому уничтожению в лице португальских солдат, которые под покровительством иезуитов превращали бесценные памятники индийской культуры в мишени.
Отполированные гранитные тела богов обезображены пулями. Некоторые статуи разбиты вдребезги, и от них остались только руки, ноги и искромсанные торсы. У танцующего Шивы отбиты ноги, у Парвати нет рук, хобот мудрого Ганеши изуродован. Но искалеченные и изломанные боги пережили своих завоевателей и смотрят теперь со стен храма немыми свидетелями одаренности, таланта и трудолюбия народа Индии "...
Слева от Тримурти находится великолепный барельеф ,на котором изображен Ардханаришвара-Шива: андрогинное индуистское божество, являющееся объединённой формой божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума).
Ардханаришвара- Шива всегда изображается наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах. На барельефе, правая рука ( мужская) Шивы опирается на быка Нандин, свего вечного верного спутника, а верхние руки держат змея и зеркало.
Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти, неотделима от мужской формы — Шивы. Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. А также Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы, а слияние мужского и женского тел олицетворяет божественное единство, в котором соединены все противоположности.
Есть один исторический эпизод : португальцы при " открытии" острова обнаружили гигантского слона, сделанного из монолитного базальта ( именно поэтому,остров носит название Элефанта). Конечно, завоеватели решили отправить его в Португалию.
Попытка увезти слона потерпела фиаско и вандалы уронили его в море. Позже слона подняли со дна британцы, но их попытка перевезти скульптуру окончилась аналогично. В 1864 году "элефантского" слона все же смогли перевезти в Бомбей (Мумбаи) и оставили в Индии. В настоящее время базальтовый слон находится в Музее Доктора Бхау Даджи.
Кстати, древние очень любили оставлять потомкам зашифрованные послания, а символически слон, именно Ганеша, означает тайное знание. Возможно, в этой статуе слона кто-то нам оставил послание о том, что в пещерах Гхарипури сокрыто до времени та информация, которую нам ещё предстоит расшифровать, но придется очень усердно искать " ключи", ведь более полутора тысяч надписей из пещерных храмов острова Элефанты были вывезены в Португалию ещё до завоевания полуострова Индостан Британской Империей и до сих пор их местонахождение неизвестно. А это значит , очень мало надежды к нахождению « ключей» к расшифровке . Скорее всего они « осели» там же , где и многие артефакты древности, проливающие свет на истинную, а не поддельную и лживую историю эволюцию как человеческих рас, так и планеты в целом.
P.S. В заключении для тех, кто интересуется сравнительной мифологией, историей и уникальными древними памятниками, которые были созданы, возможно, предшествовавшими нам цивилизациями, приведу небольшой отрывок из книги Е.П. Блаватской " Из пещер и дебрей Индостана" об Элефанте.
(Я ее читала в глубокой юности и ещё тогда мечтала побывать в древнейших пещерных храмах Гхарипури. А мечты, как правило, сбываются.)
" ... чувствуя столь же мало надежды когда-либо проникнуть тайну бытия твоего!.. Эта тайна попала в верные руки ещё за три века до нашего столетия. Недаром старый португальский летописец дон Диего де Кута похваляется (8 декада, книга III, глава XI) тем, что «большой квадратный камень, вделанный над аркой пагоды с чёткою и крупною на нём надписью, был выломан и послан королю дон Жуану III, а затем таинственно исчез… и добавляет далее: «Возле этой большой пагоды стояла другая… и даже третья… самое изумительное строение на острове как по красоте, так и по неимоверно громадным размерам своим и богатству материала. И на эти-то постройки сатаны наши (португальские) солдаты накинулись с такою яростью, что в несколько лет не осталось от них камня на камне».
А главное, не осталось надписей, кои могли бы дать ключ ко многому. Вследствие этого фанатизма португальских вандалов, хронология пещерных храмов Индии должна остаться для археологического мира навеки загадкой, начиная от браминов, которые уверяют туристов, будто элефантскому храму 374 000 лет, и кончая Фергюсоном, доказывающим, что этот храм был высечен чуть ли не в XII веке по Р. Х.[3] Куда ни загляни в историю, всюду одни гипотезы, мрак. И, однако же, о Гхарипури упоминается в эпической поэме Махабхарата, написанной, по мнению Колебрука и Уилсона, задолго до царствования Кира. В другой древней легенде говорится, будто храм Тримурти на Элефанте построен ещё сыновьями Пáнду, изгнанными по окончании войны, воспетой в Махабхарате – между династиями Солнца и Луны – восторжествовавшею расой Солнца: раджпуты (потомки последнего) воспевают ещё до сей поры победу свою над врагами. Но и в их народных песнях нет ничего положительного. Прошли и ещё пройдут столетия, а вековая тайна так и умрёт в скалистой груди пещеры…
Если Фергюсон, вынужденный фактическими доказательствами надписей допустить древность Карли, все-таки станет утверждать, что Элефанта гораздо современнее, то ему едва ли когда-либо удастся выпутаться из этой дилеммы, так как стиль архитектуры тот же, а скульптурная работа еще грандиознее. Приписывать храмы Элефанты и Каннери буддистам, а затем относить их постройку к IV и V, а другую к Х столетиям нашей эры, значить навязывать истории странный и ни на чем не основанный анахронизм. После I века по Р. Х. в Индии не оставалось ни одного влиятельного буддиста; разбитые и преследуемые браминами, они бежали тысячами на Цейлон и за Гималаи. Со смертью царя Ашоки буддизм стал быстро распадаться, и в Индии его совершенно вытеснил теократический брахманизм. Гипотеза Фергюсона, что изгоняемые с материка последователи Шакьи Синги, вероятно, искали убежища на окружающих Бомбей островах, также едва ли может выдержать критически анализ. Элефанта и Сальсета под боком Бомбея (всего в двух и пяти милях) наполнены древними храмами индусов. Возможно ли предположить, чтобы брамины, более чем когда-либо в силе пред периодом, предшествовавшим мусульманскому нашествию, фанатики и смертельные в ту эпоху враги буддистов, дозволили ненавистным им еретикам строить буддистские пагоды не только в своих владениях вообще, но в "Харипури" в особенности, на острове их священного "города пещерных храмов"? Не нужно быть ни специалистом-архитектором, ни великим археологом, чтобы с первого же взгляда убедиться в том, что храм Элефанты, например, есть работа циклопов, требующая столетий, а не годов. В то время как в Карли все выстроено и высечено по строго обдуманному плану, в Элефанте как бы тысячи разных рук, задаваясь каждая своим планом и следуя собственной идее, созидали каждая в свое время. Все три пещеры, например, выдолблены внутри твердой порфировой скалы: как средний большой, так и два боковые храма. Первый храм, почти квадратный (130 1/2 ф. длины и 130 ширины), имеет 26 толстейших колонн и 16 пилястр. Некоторые колонны отстоят друг от друга на 12, другие на 16 футов, на 15 и три вершка, на 13 и два вершка и так далее. Такую же разницу мы находим в пьедесталах колонн, где каждая разнится украшениями и чистотой работы от другой. Так почему же, спрашивается, не обратить внимания на объяснения браминов? Они говорят, что храм был задуман и начат сыновьями Панду, после "великой войны" Махабхараты, и что они завещали всем верующим продолжать работу по своему усмотрению. Затем храм строился целые три века. Желающий искупить свои грехи приносил резец и работал; часто многие из членов царских фамилий и сами цари лично принимали участие в труде...Если храм был мало-помалу заброшен, то это потому, что люди предыдущих и нынешнего поколения сделались слишком недостойными посещать подобное святилище."
После посещения Элефанты даже у самого закостенелого скептика возникнет реальная " несостыковка" официальной версии постройки храмового комплекса и реально возможной, особенно, когда в граните, в базальте, в диорите,- повсюду ( в Эллоре, в Аджанте,в Карли и в Насике, в Египте и в Латинской Америке ) встречаются следы невиданного мастерства в обработке особо прочных материалов. Пристальное внимание обращаю на часто попадающиеся круглые или квадратные глубокие пазы или отверстия от следов бурения, которые могли оставить только после процесса сверления. Не говоря также о том, какими способами древние мастера полировали огромные залы: полы, потолки, колонны и стены самых прочных горных пород , а некоторые ещё на высоте более 100 метров.
Эти вопросы я не перестаю задавать себе ещё со времени первой экспедиции в Египет от Александрии до Асуана в 2007 г и продолжаю до сих пор.
Светлана Соколова "Дневник путешественника", Мумбай. Пещерные храмы Элефанты (Гхарипури), 06.03.2020 г., Facebook