Hurriyet Daily News пишет о том, что в южной турецкой провинции при проведении археологических работ был обнаружен неповрежденный храм. В нем оказался специальный участок, где, как полагают специалисты, и находится могила святителя.
Изыскания на территории древнего храма продолжаются уже три месяца. Джемил Карабим уверяет, что он находится в отличном состоянии, но работы продвигаются медленно - поскольку ученые стараются пометить каждый камень, чтобы можно было полностью воссоздать здание, а также максимально сохранить уцелевшую мозаику.
Раскопкам предшествовали годы архивных работ. "Мы изучали все документы с 1942-го по 1966 год и обнаружили некоторые заметки. Согласно этим примечаниям, храм был разрушен и полностью перестроен. Торговцы из Бари забрали мощи во время реконструкции. Но есть свидетельства того, что те останки принадлежали не святому Николаю, а другому священнику. Одним из первых, кто поддержал эту версию, стала профессор Йылдыз Отюкен, академик кафедры истории искусств университета Хасеттепе. Она говорит, что святитель Николай был похоронен в специальном приделе", - пояснил Карабим. Академик Отюкен возглавила археологическую экспедицию в Демре 20 лет назад.
"Мы уже получили очень хорошие результаты, но сейчас начинаются настоящие работы. Мы намерены углубиться в землю и, возможно, нам удастся найти нетронутое имя святого Николая. Для этих работ привлечены восемь ученых из разных отраслей науки. Если наши ожидания оправдаются, раскопки в Демре развернутся на полную мощность", - добавил чиновник, выразив надежду на международный резонанс.
Джемил Карабим подчеркивает: "Внимание всего мира будет приковано к этому месту. Мы утверждаем, что останки святого Николая сохранились в этом храме без всякого ущерба. Мы на последнем этапе. Если мы добьемся результата, туризм в Анталии выйдет на новый уровень. После раскопок мы готовы представить результаты своей работы на международном уровне. Археологическую экспедицию возглавляет профессор Сема Деган, и она в шоке".
Николай Чудотворец, которого в России также называют Николаем Угодником, согласно житию, родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия. Еще при жизни своей он прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от "напрасной смерти".
Ильяи Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888
Несколько лет назад российский агиограф Александр Бугаевский заявил, что ему удалось точно установить дату смерти Николая Чудотворца - это произошло в 334 году. В книге "Добрый кормчий", над которой, помимо Бугаевского, работали ученые из Греции, Италии, Болгарии, Польши, США и Германии, изложено мнение о том, какие упомянутые в житии факты биографии относятся к жизни святителя, а какие почерпнуты из жизни другого Николая, жившего двумя годами позже.
Николай Рерих "Святой Никола", 1916
Считается, что, прикоснувшись к его мощам, можно избавиться практически от любой болезни. Как отмечают священнослужители, поклоняющиеся мощам просят о самом разном - здоровье, исцелении, избавлении от неприятностей, удаче в делах и многом другом.
Изначально святой Николай был погребен в церкви в Мирах (на территории современной Турции). Предположительно, в мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и помещены в крипт базилики Святителя Николая в Бари.
По церковному календарю торжества в его честь совершаются дважды в год: 19 декабря, в день его кончины, и 22 мая - в память перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар (сейчас Бари). В русской народной православной традиции эти праздники именуются "Никола зимний" и "Никола вешний". Христиане верят, что святитель Николай и сегодня помогает молящимся ему людям.
Всемирную известность святой получил в XVI веке как волшебник, который дарит подарки маленьким детям. Голландцы, прибывшие в Соединенные Штаты, популяризировали Санта-Клауса в Новом свете, а коммерциализированный XX век превратил святого в новый символ Рождества, который, по мнению некоторых скептиков, даже затмил собой Младенца Христа, которому, собственно, и посвящен праздник. В современной массовой культуре святой Николай изображается как дородный старик с белой бородой и в очках. На древних иконах он тоже бородат, но выглядит более аскетично.
Николай Рерих "Св. Николай", 1920