Британский актер Шон Коннери умер в возрасте 90 лет, сообщает телеканал BBC со ссылкой на его семью. По данным Independent, актер умер во сне в своем доме на Багамских островах. Издание пишет, что у Шона Коннери «долгое время» были проблемы со здоровьем, причина его смерти не уточняется. Дата похорон пока неизвестна.
Свою карьеру актер начал в 1951 году, устроившись в Эдинбургский королевский театр. Фильмография Шона Коннери включает более 90 кинолент, мировую известность ему принесла роль агента 007 в пяти фильмах о Джеймсе Бонде: «Доктор Ноу» (1962 год), «Из России с любовью» (1963), «Голдфингер» (1964), «Шаровая молния» (1965) и «Живешь только дважды» (1967). В числе других наиболее известных фильмов с его участием: «Человек, который хотел быть королем» (1975, экранизация рассказа Р.Киплинга, Шон особенно выделял именно этот фильм и свою роль в нем), «Чужая земля» (1981), «Горец» (1986), "Имя розы" (1986, экранизация романа Умберто Эко)«Неприкасаемые» (1987), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Горец 2: Оживление» (1990), «Первый рыцарь» (1995, о временах легендарного короля Артура), «Скала» (1996), «Найти Форрестера» (2000), «Лига выдающихся джентльменов» (2003).
Фото: AP / Lennox McLendon
Является лауреатом премии «Оскар» (за роль второго плана в «Неприкасаемых»), также был дважды награжден премией BAFTA и трижды получил «Золотой глобус». В 1991 году был удостоен французского ордена Почетного легиона. В 2000 году получил титул «сэр» и был посвящен в рыцарское звание королевой Елизаветой II.
Фото: Globe Photos / Zuma Press / Kommersant Photo
В 2003 году Шон Коннери объявил о завершении карьеры, переселился с женой на Багамские острова. Актер был членом Шотландской национальной партии и выступал за выход страны из состава Великобритании. Он говорил, что вернется в Шотландию, если она обретет независимость. В колонке для журнала New Statesman в 2014 году актер написал, что выход из состава Великобритании даст Шотландии «шанс на перемены». В сентябре того же года состоялся референдум по вопросу о независимости Шотландии, 55,3% проголосовавших выступили против.
Если бы Коннери не было, его следовало бы выдумать: настолько иррациональна его история. Начать с того, что непонятно, как вообще попал в кино этот почти двухметровый пролетарский рыцарь. Неотразимый, крутолобый, элегантный, как рояль. Сын уборщицы и рабочего, до старости помнивший назубок все улицы Эдинбурга, где с восьми лет зарабатывал на жизнь разносчиком молока. Кем, впрочем, он только не побывал — почти как Эдуард Лимонов: ученик мясника, каменщик, полировщик гробов, бэбиситтер, натурщик: «сущий Адонис», вспоминали студенты школы изящных искусств. Морячок — комиссованный из-за язвы желудка — с легендарными тату: «Папаня и маманя» и «Шотландия навсегда». Атлет, щелкавший, как арбузы, головы сдуру наехавших на него головорезов из легендарной банды Валдоров, а позже обезоруживший ворвавшегося на съемочную площадку бешеного гангстера Джонни Стомпанато, у которого увел подружку — звезду Лану Тернер.
В этой мозаичной и удалой судьбе ускользает переломный момент. Ну да, находится добрый человек, который подсаживает Коннери на Ибсена и прочих Чеховых. Ну да, вот он с 1954-го мелькает в эпизодах. А там, глядишь, и получает серьезные роли в телевизионном «Реквиеме по тяжеловесу» и мелодраме о любви военных корреспондентов «Другое время, другое место» (1958). И вот уже — кому такое удавалось — за один 1961 год играет в телефильмах Александра Македонского, Макбета и Вронского.
Пролетария учат носить смокинг и держать «покерное лицо». И вот вам неоспоримый на протяжении десятилетий мировой секс-символ, образцовый аристократ-убийца. И одновременно — дикая насмешка над оригинальным Бондом. Последний рыцарь холодной войны в романах Яна Флеминга — угрюмая, садомазохистская функция. В шести фильмах бондианы — от «Доктора Ноу» (1962) до «Брильянтов навсегда» (1971) — неотразимый клоун, непобедимый светский идиот. Когда Коннери сыграл пародию на Бонда в «Никогда не зарекайся» (1983), это был уже перебор: пародия на пародию.
Фото: AP / David Cheskin/WPA pool
Играя цепного пса империи, Коннери никогда не забывал о своем шотландском анархизме. Роли в бондиане уравновешивал, играя тяжеловесных бунтарей в фильмах — что характерно — голливудских коммунистов. У Сидни Люмета в «Холме» (1965) он — старший сержант, бунтующий против садистского режима в дисциплинарном лагере в Ливии. В «Пленках Андерсона» (1971) — стареющий вор, обложенный полицейской прослушкой, в «Оскорблении» (1972) — сорвавшийся с тормозов полицейский, забивший насмерть насильника. У Мартина Ритта в «Молли Макгуайр» (1970) — шахтер, вожак анархо-масонской организации 1870-х годов, сулящий перед казнью полицейскому провокатору встречу в аду.
Ему, видите ли, не понравилось, что сценарий режиссер уместил на разодранной сигаретной пачке. Ему, видите ли, Станиславского подавай. Разрыв с Антониони он на закате карьеры уравновесит отказом сниматься в «Матрице» и «Властелине колец»: дескать, ничего он в этих детских сценариях не понял.
Самая дикая, анархическая роль Коннери, наконец, избавившегося от пут бондианы — Зед-истребитель в антиутопии Джона Бурмена «Зардоз» (1974). Одетый в пулеметные ленты крест-накрест, бритый наголо, с висячими усами, его Зед проникал из проклятого мира отверженных в рай избранных сверхчеловеков, чтобы научить их страсти и смерти. В финальных кадрах Зед и его возлюбленная превращались в скелеты, и в этом был особый, актерский смысл.
Новая мифология Коннери началась, что логично, с экранизации Киплинга — шедевра Джона Хьюстона «Человек, который хотел быть королем» (1975). Лихой авантюрист проникал в мифическую страну Кафаристан на границе мятежных афганских племен, где перед ним преклонялись — пока не доводили до самоубийства — как перед реинкарнацией Александра Македонского. В «Робине и Мэриан» (Ричард Лестер, 1976) он был уже Робин Гудом, но неортодоксальным: старым, влюбленным в столь же постаревшую Мэриан, усталым, но не желающим вложить меч в ножны перед столь же усталым шерифом Ноттингемским.
Фото: AP / Andrew Medichini
С тех пор он перебывал и королем Артуром, и Ричардом Львиное Сердце, и Зеленым рыцарем, и авантюристом Алланом Квотермейном («Лига выдающихся джентльменов», 2003) из романов имперца Хаггарда. Не говоря уж о бессмертном египтянине с неегипетским именем Хуан Санчес Вилла-Лобос-Рамирес из «Горца» (1986) и сэре Уильяме Баскервилльском из «Имени Розы» (1986). О хитроумных старых ворах и благородных журналистах старой выделки, об «охотнике за головами» гангстеров из «Неприкасаемых» (1987) и прочих отставных военных. А кого же еще мог мобилизовать кинематограф на амплуа последнего и несомненного защитника и столь же несомненного мятежника, как не его. Точнее говоря, и защитника, и мятежника одновременно.
Михаил Трофименков