Большая часть работ была посвящена войне. Получилась экспозиция, где через искусство была передана боль украинцев. Нередко на глазах посетителей можно было увидеть слезы.
15 июня, в FITT состоялось открытие первой части выставки, на которой были представлены фотографии румынских фотографов документалистов (рис.1), выставка Cartooning for peace (рис.2,3,4) и художественная инсталляция (рис.5,6). Cartooning for peace - это карикатуры из европейской прессы на тему российской агрессии.
Рисунок 1
Мирча Рештеа - румынский фотограф из Байя Маре. Фрилансер фотожурналист и фотограф-документалист и Богдан Динче - румынский фотограф из Турну Магуреле.
Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Инсталляцию выполнила Лилия Лютко, украинская художница из Николаева. Лиля работает в следующих областях: графика, живопись, художественная инсталляция. Ее инсталляция представляет собой параллельно подвешенные символические женские фигуры, у которых в районе сердечной чакры пустота, сквозное отверстие. Эти пустоты пронизывает луч света, символизируя единение себя в целом, независимо от внутреннего состояния, а оно колеблется от постороннего прикосновения. Листы с зарисовкой женской фигуры качаются от легкого сквозняка.
Рисунок 6
После открытия в FITT гостям была предложена автобусная экскурсия (рис. 7,8,9) по городу с остановкой во втором выставочном зале - FABER.
Рисунок 7,8,9
Начинали экспозицию в FABER-е работы Александр Кроликовского (рис.10)
Рисунок 10
Это - украинский концептуальный художник из Донецка. Медиумы (масляная краска, фарфор, акварель) с которыми работает Александр меняются от проекта к проекту, в зависимости от посыла работы. Он работал, как волонтер, в морге Бучи. Ряд его фотографий, выполненных в очень маленьком масштабе, открывают три большие фотографии(рис.11).
Рисунок 11
На рисунке 11 можно сравнить маштабы. С правой стороны начинается ряд фотографий, вставленных в рамку с описанием в ней же. Рассматривать маленькие фото трудно. Эти мелкие фото, детали которых стираются визуально из-за размера, заставляют зрителя напрягаться и сопереживать. С одной стороны Буча от зрителя далеко и не касается его самого, а с другой стороны измельченные детали как будто всасываю тебя в них. Эмоциональный шок отрезает тебя от мира за дверью выставки – ты вошел в мир искусства, где изображение -жесткая правда.
Следущий за «Бучей» Дмитрий Докунов. Он - украинский кинорежиссер и художник из Одессы (рис.12), многогранный цифровой художник с разнообразным портфолио, который охватывает различные сферы цифрового искусства.
Рисунок 12
Дмитрий был на фронте… Ранен. С тех пор ищет себя. Его работа - видио, оживленная скульптура обнимающего себя вращающего в трех различных вариантах. Почему они вращаются в разные стороны, с разной скоростью? Вокруг чего вращается каждая? Как долго будет продолжаться это вращение? Как долго бесконечный цикл возвращения к себе до военному будет однообразным? Будет ли изменение и в какую сторону? Почему кожа тела не гладкая? Заживет ли она?
Рисунок 13
Люся Ничай - украинский арт-куратор и художник из Тернополя (рис.14). Она работает с темами памяти, устойчивых экосистем и сайтов, изучает этические вопросы цифрового искусства.
Рисунок 14
Люся в начале войны выехала в Европу, где сознательно учувствовала во всевозможных международных конференциях, посвященных Украине, рассказывая о войне. Для европейцев, впрочем, как и всех людей в мире, не живущих в Украине, война – застывшая фотография. И в большей степени на это смотрят ментально, осуждая агрессию, а не сердечно, живя с этой болью каждую минуту. Каждый приезд Люси на конференцию сопровождался событиями на ее Родине и слушать сухие рассуждения докладов ей было тяжело.
В один из осенних дней, глядя на золотую осень и тихо-мирно падающую листву, она поняла, как передать ее чувства. В книге Вольлебена Петера «Тайна жизнь деревьев» она прочла, что деревья скидывают листву не потому, что наступают холода, а для того, чтобы ветер не повалил их, для выживания леса. Она стала собирать листву в городах, где проводились конференции. Каждый поднятый лист - ушедшая жизнь в Украине. Они уходят под грохот ракет. Здесь, на этом плане, война. А душа взлетает туда так же тихо и грациозно, как падает осенний лист. (рис.15,16,17,18).
Рисунок 15,16,17,18
Сергей Диадко/Гыдравлик - художник-визионер из Львова. Гыдравлик - основатель художественного жанра Криптогеометрия и знаток сакральной геометрии и психоделического опыта.
Рисунок 19
Его работа, наверное, самая лаконичная и понятная без предысторий. Нефть отливает бомбы…
Рисунок 20
Александра Павловская - украинская художница из Тернополя (рис.21).
Рисунок 21
Она работает с фотографиями, как инструментом изучения собственных страхов. До войны готовила проект – самообнимание. Опросила большое количество людей о том, что они чувствуют обнимая себя. Война заставила почувствовать тему по-другому. Самообнимание переросло в нечто большее, где в качестве «само-» выступают люди, судьба которых стала и твоей. В начале войны культурный центр , созданный группой художников Тернополя, принял беженцев. Все они стали не просто семьей… Семь я… Их было больше и каждый был твое «Я». Бабушка рассказывала сказки всем детям. Мамы варили еду на всех, убирали вместе, плакали, дышали, пели, жили вместе. Само… Обнимание…
Рисунок 22, 23, 24.
Владимир и Татьяна Бахтов - украинские художники из Николаева. Работают в следующих областях: ленд-арт, терра-театр, гелиограффити (рисование светом), арт-фото, гравюра.
Рисунок 25
Их работы - это утверждение жизни. Нет разрушенных домов… Их можно восстановить огнем.
Рисунок 26
И наконец, завершается выставка работами украинского модельера и художницей из Херсона Светланой Волковой. Она специализируется на создании физической и 3D одежды, коллажа, NFT.
Рисунок 27
На фотографиях взятых в Херсонском областном краеведческом музеи, наиболее ценные экспонаты которого сегодня украдены русскими оккупантами, Света сделала коллаж (рис.28,29,30). Вместо вышивки на рукавах изображены фотаграфии потерянных игрушек , разрушенных домов и улиц. Ее работы говорят о геноциде украинского народа, о силе украинского духа, который за 300 лет унижений, гнета и бесправия сохранил свою культуру и не позволит ее уничтожить.
Рисунок 28
Рисунок 29
Рисунок 30
Будни нашей выставки можно посмотреть на странице facebook Black Sea Arts Festival on I no trash.
12 июля выставка закрывается. Хотелось бы чтобы следующая выставка украинского искусства была посвящена другим темам. Пусть это будет тема возрождения Украины!
P.S. Благодаря материальной помощи Американской теософской секции, Ассоциация приобрела контейнер для офиса. Результатом работы офиса явилась прибыль в размере 30 тысяч евро, которая была заработана украинской общиной города Калараша. Ассоциация Рământeni и украинская община в лице 25 человек благодарит друзей за оказанную помощь.