30 март 2021 23:12

Об истории “вольных каменщиков” Киева

Экспонаты выставки "Музеи и мистики старого Киева" в Музее одной улицы. Экспонаты выставки "Музеи и мистики старого Киева" в Музее одной улицы. Фото cообщества "Магия, Каббала, Эзотерика" в Facebook
О масонах или, как их называют, “вольных каменщиках” сложилось достаточно легенд. Одни обвиняли их в ритуальных убийствах и вселенских заговорах. Другим импонировали оппозиционность многих масонских лож и возрождение ими памятников культуры. Даже привычное всем выражение “неотёсанный человек” на самом деле родом из масонства. Сегодня говорим об истории киевского масонства. 

Оплот киевского масонства Липки

Грушевского, 14

Возможно, на Грушевского, 14 собирались киевские масоны прошлого. Фото Владимира Мазура

Хотя первая крупная украинская ложа “Трёх богинь” была создана в 1747-м году во Львове (её основал тогдашний бургомистр города Франсуа Лангшан де Берье), Киев сыграл немалую роль в развитии масонского движения в Украине. “Три богини” просуществовали всего несколько месяцев. Один из членов братства внезапно умер, у покойника нашли секретные масонские документы и ложе пришел конец.

Одному из бывших президентов Украины, имя которого не было оглашено, однажды отказали в приёме в масонскую ложу.

Есть свидетельства, что философ Григорий Сковорода участвовал в жизни киевской ложи “Бессмертие”, основанной в 1784-м.  А Киевская масонская ложа “Объединённые славяне” была создана в 1818-м и входила в состав Великой Ложи “Астрея”, действовавшей в Санкт-Петербурге по английскому образцу. Во многом подражая англичанам, члены “Астреи” в то же время больше склонялись к шведской системе организации. Эта система была более открытой и свободной в финансовых вопросах и взаимодействии с другими ложами.

Оплотом киевских масонов стали Липки. По одной из версий, масоны собирались в здании, сохранившемся на Грушевского, 14 (бывшей Александровской улице). Ранее там проживал генерал кавалерии, герой Наполеоновской войны Николай Раевский, которого негласно считают основателем Киевской масонской ложи. Он собирал единомышленников и в своём имении на Куренёвке.

Согласно ещё одному предположению, главой “Объединённых славян” мог быть генерал-майор, князь и будущий декабрист Сергей Волконский. В ложу входили многие влиятельные киевляне. Например, поэт, киевский губернский маршалок и друг Оноре де Бальзака Густав Олизар был её оратором. Впрочем, масоны украинской столицы неохотно разглашают информацию о своём руководстве и активистах даже в наши дни.

Первый эфир с великим магистром “вольных каменщиков” Киева и всей Украины состоялся только в феврале 2020-го. Он появился в выпуске “Исторической правды” канала Espreso.TV с Вахтангом Кипиани и доктором исторических наук Виктором Савченко. Лидером украинских масонов назвал себя экономист на пенсии Сергей Гальчев. Он официально заявил, что среди депутатов Верховной Рады и Кабмина масонов точно нет. А одному из бывших президентов Украины, имя которого не было оглашено, однажды отказали в приёме в масонскую ложу.

Как это ни удивительно, греческая революция в основном готовилась в главном черноморском порту Украины Одессе и столице Киеве.

Чего на самом деле хотели киевские масоны

Николай Раевский

Генерал кавалерии Николай Раевский. Портрет кисти Джорджа Доу, 1828 год

На выставке “Масоны и мистики старого Киева” в Музее Одной Улицы (Андреевский спуск, 2-Б) киевляне впервые увидели секретные в прошлом документы “вольных каменщиков”. Если некоторые европейские ложи больше интересовались мистикой, чем политикой, то масоны Киева во многом были настроены революционно. В частности, они поддерживали восстание греческого князя Александра Ипсиланти против турков и тесно сотрудничали с его тайной организацией “Филики Этерия”, находящейся в Одессе. Как это ни удивительно, греческая революция в основном готовилась в главном черноморском порту Украины и её столице.

“Астрея”, в состав которой входила и киевская интеллигенция, старалась свести мистику к минимуму. Она больше ратовала за добродетель, верность отечеству, государю, строгое соблюдение светских законов. Киевские масоны поддержали Ипсиланти и греческое восстание (что неудивительно, ведь среди них было немало ветеранов Российско-турецкой войны), но врагами Российской империи они никогда не были. Тем не менее, любые секретные движения были запрещены в августе 1822-го императорским рескриптом “Об уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ”.

Втайне высшие круги масонов, в том числе киевских, всё же собирались. Как считает доктор исторических наук и один из самых известных исследователей масонства в нашей стране Виктор Савченко, в число политиков-масонов входили последний гетман Павел Скоропадский, глава директории УНР Симон Петлюра, а также возглавивший в 1919-м Всеукраинский революционный комитет Христиан Раковский. И как раз политические разногласия раскололи в 1917-м украинское масонство на три враждующих части: проимперскую, “федеративную” и националистическую. Что, собственно, и погубило его как организованное тайное движение.

В советское время масонство считалось маргинальной темой и не обсуждалось в контексте науки. О принадлежности к тайному движению влиятельных лиц в основном известно из архивов допросов КГБ, попавших в руки историков.

Современные столичные масоны: следы древности или дань моде

Масоны в Музее Одной Улицы

Реликвии масонов Киева XIX века в Музее Одной Улицы. Фото сообщества “Магия, Каббала, Эзотерика” в Facebook

Масонство интригует многих интеллектуалов своей древностью, глубиной и загадочностью. Но действительно ли современные киевские организации масонов несут в себе традиции строителей Соломонова храма (они, по преданию, и были первыми “вольными каменщиками”) или даже более близких XVIII—XIX веков?

В этом возникают определённые сомнения, так как источник “Двенадцати заповедей масонства” на сайте Великой Ложи Украины freemason.org.ua вообще не указан. А в книге шотландского философа-масона Альфреда Пайка “Мораль и Догма” упоминается, что масонских заповедей всего десять (видимо, по аналогии с библейскими).

Также не совсем понятно, почему украинским масоном, согласно уставу действующей в Киеве Великой Ложи, может стать только “мужчина от 21 года, свободный и с хорошей репутацией” (интересно, что подразумевает последнее?). Если современные киевские масоны — последователи “Астреи”, которая всячески ратовала за соблюдение гражданских законов, то равноправие полов — давно общепринятая вещь.

Некоторые явления навсегда уходят в историю, что вполне закономерно. Похоже, с киевским масонством так и произошло, из-за его закрытости на протяжении многих веков и уничтожения многих активистов движения в застенках КГБ. Можно сходить на стилизованную под масонство экскурсию в районе Золотых Ворот или вступить в современную ложу, то приблизит ли это к настоящему миру “вольных каменщиков”? Кто знает…

Виктория Паздрий

Доп. информация

Прочитано 881 раз

Медиа

Масони в Україні | Історична правда Espreso.TV