25.01.2017 23:15

В петербургском дацане восстановлены витражи Рериха

В петербургском дацане восстановлены витражи Рериха Фото: КГИОП Санкт-Петербурга
Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП) продемонстрировал промежуточные итоги реставрации Буддийского храма (дацана) в Старой Деревне, на Приморском проспекте.    

Доп. информация

«Сегодня мы видим восстановленные исторические интерьеры третьего этажа дацана, где живут и ведут прием ламы. Отреставрированы витражи, выполненные по эскизу Николая Рериха. Могу сказать, что результат действительно очень впечатляет, если вспомнить их состояние до начала работ. Реставрацией храма город занимается с 2010 года. В 2015 году, к столетию дацана, мы закончили фасады и благоустройство территории. В этом году приступим к реставрации молельного зала», - цитирует официальный сайт КГИОП председателя комитета Сергея Макарова.

 

Как сообщается, с 2010 по 2014 год были выполнены работы по ремонту и реставрации крыши, инженерному обследованию, разработке проектной документации на реставрацию несущих конструкций и витража светового фонаря, первоочередные реставрационные работы на общую сумму 296,2 млн. руб. В 2015 году на сумму 129 млн. руб. выполнены ремонт и реставрация фасадов и ограды храма, включая главный портал с воротными и калиточными заполнениями.

В 2016 году осуществлен первый этап реставрации интерьеров, в том числе конструкций и остекления светового фонаря и витражей, выполненных по эскизам Николая Рериха, на общую сумму 33,5 млн. руб.

Разработана проектная документация на второй этап реставрации интерьеров: вестибюля, молельного зала, объемов лестничных клеток, зала третьего этажа (2,1 млн. руб.). На 2017 год запланирована реставрация западного и восточного приделов молельного зала на общую сумму 57, 1 млн. руб.

«В молельном зале сохранилось множество подлинных элементов. Работы здесь разделены на этапы, чтобы не прерывать процесс храмовых служб: сначала два боковых придела, а затем – центральная часть», - объяснила начальник отдела северных, южных районов и промышленной архитектуры КГИОП Светлана Наливкина.

«Посетителей в храме, конечно, становится больше, - говорит настоятель дацана Буда Бадмаев. - Они видят, что правительство Петербурга прилагает все усилия, чтобы сделать храм лучше, и очень рады тому, что ведется такая красивая и успешная реставрация».

Досье. Буддийская община в Санкт-Петербурге начала складываться в конце XIX столетия. Она состояла из выходцев из Бурятии и Калмыкии, а также иностранцев – китайцев, японцев, сиамцев – имевших при посольствах небольшие молельни. Летом 1898 года перед петербургскими властями «ввиду большого количества лиц, исповедующих буддийскую религию и проживающих постоянно в Санкт-Петербурге» было возбуждено ходатайство об открытии «небольшой буддийской молельни, рассчитанной на 100-200 человек».

В том же году в Россию прибыл посланец Далай-ламы, бурятский лама Агван Доржиев. В 1909 году он приобрел участок земли площадью 648,5 кв. саженей (2 940 м²) в Старой Деревне, на дачной окраине Санкт-Петербурга. Участок выходил к Большой Невке, что позволяло соблюсти одно из основных требований древнего буддийского строительного канона, предписывающего возводить монастырскую обитель в уединенном месте, вблизи водного источника.

Для постройки храма Доржиевым был создан комитет ученых-востоковедов, проект здания выполнили студент Института гражданских инженеров Николай Березовский, изучавший «в натуре» буддийские монастыри Китайского Туркестана, и архитектор Гавриил Барановский. Образцом для петербургского дацана послужил классический тибетский тип храма – «дукан»: четырехугольное здание с плоской крышей, состоящее из двух частей – южной, где находится основное помещение для духовных лиц (общий молитвенный зал) и северной, называемой «гонканом» (наиболее недоступная, сокровенная часть храмовой постройки, предназначенная для молений). Во втором этаже вдоль стен располагаются кельи монахов. Классический тибетский тип храма традиционно не имеет окон: свет проникает в него сверху, через световой фонарь на крыше, именуемый «рабсалом». К основному южному объему с северной стороны примыкает четырехъярусная башня с часовней наверху – «гонканом», увенчанная золоченным медным фигурным завершением в виде шпиля – «ганчжиром».

В 1914-1915 гг. велась отделка интерьеров под руководством Николая Константиновича Рериха, которому помогали приглашенные из Бурятии ламы-художники. Витражи в световом потолке и в деревянном поясе ограждения молитвенного зала изготовлены по эскизам Рериха. На них изображены восемь «символов счастья», которые можно встретить в каждом буддийском храме: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами.

Постройка петербургского буддийского храма завершилась в 1915 году. 10 августа здание освящено настоятелем Агваном Доржиевым. Храм получил название - Дацан Гунзэчойнэй (тибетское название «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»).

После 1917 года ламы покинули Петроград, храм был заброшен. В 1919 году здесь разместилась военная часть. Храм был ненадолго восстановлен в конце 1920-х гг., но в 1937-м – по сообщению КГИОП, «в результате арестов и расстрелов буддийская община при ленинградском дацане перестала существовать».

В 1938 году здание храма передано со всеми строениями обкому профсоюза рабочих жилищного хозяйства «под спортивные цели». Во время Великой Отечественной войны в храме была устроена военная радиостанция, которая до 1960 года использовалась как «глушилка».

В 1960 году Ленсовет передал здание храма Академии наук на правах долгосрочной аренды. В том же году новым владельцем храма стал Институт востоковедения. В 1962 году президиум Академии наук решил передать здание в пользование Зоологического института для размещения в нем Музея функциональной морфологии. В начале 1980-х Ленгорисполком принял решение о передаче здания храма в аренду Музею религии и атеизма.

В сентябре 1988 года инициативная группа ленинградских буддистов обратилась с письмом в Совет по делам религий при Совмине СССР   с призывом вернуть храм Буддийской церкви. В 1990 году в храме состоялось первое публичное богослужение. 

Прочитано раз
Раздел История