06 мая 2016 12:42

ЖЕНЩИНА – СФИНКС ХIX СТОЛЕТИЯ: Легендарная жизнь Елены Петровны Блаватской, часть 1

«Все существа желают освободиться от страданий. Посему ищите причины страданий и устраняйте их. На этом пути достигается освобождение от страданий. Посему побуждайте все существа вступить на этот путь» /Из предисловия ІХ Панчен-ламы к изданию в 1927 г. в Китае по его просьбе книги Е.П.Блаватской «Голос Безмолвия»/

НАЧАЛО ПУТИ

12 августа 2016 года во всем мире будет отмечаться 185-летие со дня рождения Елены Петровны Блаватской. В Верховную Раду Украины в 2015 г. было внесено представление о проекте Постановления ВРУ об отмечании 185-ой годовщины памяти Е.П.Блаватской. В Днепропетровской области, на родине ЕПБ, в течение всего года пройдет ряд специальных событий и мероприятий. 

8 мая 2016 года во всем мире торжественно отмечается 125-ая годовщина со дня ухода Елены Петровны Блаватской, выдающейся нашей соотечественницы, одной из основателей Международного теософского общества, философа, писателя, путешественницы, искреннего искателя Великой древней Истины. Традиционно, в этот знаменательный день, названный на Востоке Днем Белого Лотоса, теософы всего мира и многие другие люди, идущие по духовному пути, собираются, чтобы почтить память одной из самых загадочных женщин в истории мира, Сфинкса ХІХ столетия, Е.П.Блаватской. По завещанию Елены Петровны в этот день звучат отрывки из божественной песни «Бхагавад-гита», входящей в национальный индийский эпос «Махабхарата», и поэмы Эдвина Арнольда «Свет Азии», повествующей о жизни принца Сиддхартхи Гаутамы, более известного миру как Будда Шакьямуни. 

«В детстве все симпатии и интерес (Елены) сосредоточивались на людях низших сословий. Она предпочитала играть с детьми прислуги, а не с ровней, и… за ней всегда приходилось присматривать, чтобы она не сбегала из дома и не заводила знакомство с уличными оборванцами…» /Н.А.Фадеева/

 

Елена Петровна Блавасткая, в девичестве Ган, родилась 31 июля (12 августа по новому стилю) 1831 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в доме, который сохранился по сей день и находится по улице Ленинградской (ранее Петербургской), 11. Сегодня здесь в старинной двухэтажной городской дворянской усадьбе расположился музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи, созданный как филиал Днепропетровского исторического музея имени Д.И.Яворницкого. Для общественности в рамках проекта «музей с нулевого цикла» проводятся лекции и экскурсии. Родителями Елены Петровны были известная писательница-романистка того времени Елена Андреевна Ган, названная современниками «русской Жорж Санд», и полковник конной артиллерийской батареи Петр Алексеевич Ган. Род Елены Петровны по материнской линии через Михаила Черниговского восходит к самому Рюрику, по линии отца принадлежал к прибалтийскому немецкому роду Ган.

 Надежда Андреевна Фадеева, тетя Елены, старше её на 4 года, говорила А.П.Синнетту о племяннице: «В детстве все симпатии и интерес (Елены) сосредоточивались на людях низших сословий. Она предпочитала играть с детьми прислуги, а не с ровней, и… за ней всегда приходилось присматривать, чтобы она не сбегала из дома и не заводила знакомство с уличными оборванцами. Да и в зрелые годы она безудержно тянулась к тем, чьё положение в жизни было ниже её собственного, и выказывала подчёркнутое безразличие к „благородным“, к которым принадлежала по рождению».

Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. В 1841 году семья снова возвращается в Украину, а в июле 1842 года мать Елены Петровны умирает на двадцать восьмом году жизни от скоротечной чахотки, оставив двух малолетних дочерей. Их воспитание взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Бабушка была образованной, доброй женщиной, владела пятью языками, хорошо рисовала, увлекалась естественными науками.

Попечительство деда Андрея Михайловича Фадеева над сотней тысяч калмыцких буддистов позволило маленькой Елене еще в детстве соприкоснуться с буддизмом. Родственники Е. П. Блаватской пишут, что с детства она была одарена большим запасом внутренних психических сил, которые находили проявление в явлениях медиумизма. Дед и бабушка первыми заметили способности Елены к ясновидению и телекинезу, то есть перемещению предметов на расстоянии. С ранних лет детства Елена видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане. Она знала его так же хорошо, как своих родных, и называла своим Хранителем. Она часто говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах. Один из таких случаев произошел, когда Блаватской было 13 лет. Лошадь, на которой она ехала верхом, внезапно испугалась и встала на дыбы. Девочка была выброшена из седла и повисла, запутавшись в стременах. Все то время, пока не остановили лошадь, она чувствовала, что чьи-то руки поддерживают ее тело. В юности Елена вела светский образ жизни, часто бывала в обществе, танцевала на балах и посещала вечера. Но в возрасте шестнадцати лет с ней произошла внутренняя перемена, и она стала ещё глубже изучать книги из прадедовской библиотеки.

С ранних лет детства Елена видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане. Она знала его так же хорошо, как своих родных, и называла своим Хранителем. Она часто говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах.

Н.А.Фадеева пишет о племяннице следующее: «Как ребёнок, как молодая девушка, как женщина она всегда была настолько выше окружающей её среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. Она была воспитана как девушка из хорошей семьи … необыкновенное богатство её умственных способностей, тонкость и быстрота её мысли, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым — вот что поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры».

В Тифлисе (Тбилиси) зимой 1848 - 1849 годов Елена Петровна, желая обрести полную независимость, заключила фиктивный брак с человеком намного старше её — вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским. Через три месяца после свадьбы, Елена сбегает от мужа и возвращается к своим родным. Затем, направляясь в Одессу, из Поти на английском паруснике «Коммодор» уплывает в Керчь, потом в Константинополь, где встречает русскую графиню Киселеву. Вместе они отправляются в путешествие по Египту, Греции и странам Европы. Начинается ее жизнь, полная опасных и удивительных приключений. Елена Петровна изучает разные науки, гастролирует по Европе с концертами игры на фортепиано, занимается предпринимательством, участвует в вооруженной борьбе гарибальдийцев в Италии, где в знаменитом сражении близ Ментаны в 1867 году получает пять тяжелых ранений, путешествует по всему миру, попадает дважды в кораблекрушения. После всех испытаний ее необычные способности только усиливаются, а воля крепнет. Она становится настоящим Сфинксом, мифическим крылатым существом с головой и грудью женщины и телом льва, ребусом для грядущих поколений, как она сама говорила о себе.

В 1859 г. Елена Петровна возвращается в Россию, в Псков, где встречается с родными, и далее в имение Ругодево под Санкт-Петербургом. Отец поверил в необычные способности дочери Елены после одного случая, когда решил написать на клочке бумаги вопрос о том, как звали его боевую лошадь в турецкой кампании, и ответ к нему, после чего попросил назвать верный ответ. Елена Петровна с сестрой Верой смотрели в раскрытую азбуку, считали раздававшиеся странные стуки, «перепроверили» слово и, наконец, назвали его: «Зайчик». Все рассмеялись, думая, что это шутка, кроме отца, поскольку ответ был точный. Впоследствии, достигнув примерно тридцатитрехлетнего возраста, Елена Петровна полностью подчинила эти силы своей воле.

Весной 1860 г., Е.П.Блаватская с сестрой Верой Желиховской едет на Кавказ, где в Задонске, встречается с преосвященным Исидором, бывшим Экзархом Грузии, впоследствии митрополитом Санкт-Петербургским, находившимся проездом из Киева. Он знал ее еще в Тифлисе и позвал через служку к себе. Преосвященный расспрашивал ее ласково, где и как она странствовала, куда направляется. Заметив вскоре окружавшие ее феномены, владыка обратил на них внимание. С большим интересом расспрашивал, задавал вопросы мысленно и, получив на них толковые ответы, был еще более изумлен. На прощание он благословил ее и напутствовал словами, которые навеки остались ей памятны и дороги как мнение, об исключительном даре. Он сказал: "Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребляете особым даром, данным вам... Мало ли неизведанных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать их ему не воспрещено, как не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества... Бог да благословит вас на все хорошее и доброе". После Кавказа путь Елены Петровны снова лежит в Европу и далее на Восток.

ТАИНСТВЕННЫЙ ТИБЕТ

С 1848 по 1875 год Елена Петровна совершила практически трехкратное кругосветное путешествие. В Лондоне в 1851 году Елена Петровна впервые встречает своего Учителя М., раджпута,  которого ранее часто видела в своих снах и видениях. По воспоминаям графини Констанс Вахтмайстер, Учитель М. сказал Елене, что ему потребуется её участие в работе, которую он собирается предпринять, и, чтобы подготовиться к этой работе, ей придется три года провести в Тибете.

По воспоминаям графини Констанс Вахтмайстер, Учитель М. сказал Елене, что ему потребуется её участие в работе, которую он собирается предпринять, и, чтобы подготовиться к этой работе, ей придется три года провести в Тибете.

Согласно Елены Петровны, Веды, священные книги индусов, были составлены на берегах озера Манасаровар в Тибете. Сам Владыка Будда родился в Капилавасту, на территории современного Непала, королевства, граничащего с Тибетом. С третьей попытки, около 1864 года, Елене Петровне удалось проникнуть в Тибет, в ашрам Учителя, и провести в обучении там несколько лет. Первые две попытки были не совсем удачными. Сильвия Крэнстон приводит целый ряд доказательств и свидетельств как пребыванию Елены Петровны Блаватской в Тибете (в частности, в монастыре Ташилунпо в Шигадзе), так и совершенному ее знанию тибетского буддизма. Елена Петровна, с её монгольским типом лица и оливково-жёлтой кожей, вполне могла жить в Лхасе или в другом уголке Тибета, не привлекая особого внимания. Елена Петровна никогда не говорила, что странствовала в одиночку или пешком, как утверждают её критики. Вполне возможно, что она путешествовала верхом в сопровождении своих учителей. Генрих Харрер в книге "Семь лет в Тибете" сообщает, что женщина-всадник здесь не редкость. Елена Петровна была отличной наездницей.

IX Панчен-лама в предисловии к изданию работы Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия» отметил, что она несколько лет обучалась в Ташилунпо и хорошо знала предыдущего Панчен-ламу.

Один из её учителей писал А.П.Синнетту: "Те, кому мы пожелаем открыться, встретят нас на самой границе". Остальные, замечает он, "не найдут нас, даже если бы они двинулись на Лхасу с целой армией". IX Панчен-лама в предисловии к изданию работы Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия» отметил, что она несколько лет обучалась в Ташилунпо и хорошо знала предыдущего Панчен-ламу. Возможно, Елена Петровна впервые начала изучать тексты, вошедшие в «Голос Молчания», именно во время этого своего путешествия в Тибет. Елена Петровна Блаватская дала описание уединённой обители Панчен-ламы - тайной школы близ Шигадзе, основанной и возглавлявшейся великим Цонкхапой. Там, согласно Елены Петровны, хранились ценные труды по оккультизму, которые использовались при подготовке ее главного труда «Тайная Доктрина».

Доктор Малаласекера, основатель и президент Всемирного братства буддистов, в монументальной Энциклопедии буддизма говорит о Е.П.Блаватской: "Не подлежит сомнению её знакомство с тибетским буддизмом, а также с эзотерическими буддийскими практиками". Японский философ и учитель Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, принёсший дзэн-буддизм на Запад, считал, что "несомненно, госпожа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны..." Судзуки был потрясён, когда прочел в 1910 году «Голос Молчания» в переводе Е. П. Блаватской, опубликованный двумя десятилетиями ранее. Отсылая один экземпляр м-с Судзуки (в то время мисс Беатрис Лейн) в Колумбийский университет, он написал ей: "Вот настоящий буддизм Махаяны". При встрече японского философа с Борисом Цырковым, в его рабочей комнате, Судзуки на миг застыл перед портретом Елены Петровны Блаватской, после чего произнес: "Она была из тех, кто достиг".

 

При встрече японского философа с Борисом Цырковым, в его рабочей комнате, Судзуки на миг застыл перед портретом Елены Петровны Блаватской, после чего произнес: "Она была из тех, кто достиг".

Предположительно, в области гор Каракорума, за Ладакхом, находился один из ашрамов Братства, и далее, по старому руслу реки Инд, за Гималаями, на открытой равнине размещался центр для посвящений и заключительных церемоний, где по всей вероятности состоялись некоторые из посвящений Елены Петровны Блаватской. Ее Учителя – Махатмы (Великие Души) называли Елену Петровну Блаватскую Упасика, что на санскрите в буддизме означает ученица или, скорее, последовательница, исполняющая основные заповеди.

ВЕСТНИК

Международное Теософское общество было основано в 1875 году в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской вместе с полковником Х.С.Олькоттом и адвокатом У.К.Джаджем. Основными целями общества являются сравнительное изучение философских и религиозных учений с целью выявления в них изначальной общей истины, исследование скрытых тайн Природы во всевозможных аспектах и нераскрытых психических и духовных способностей человека, образование ядра Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания. У Международного теософского общества есть девиз: «Нет религии выше истины». Позднее штаб-квартира общества переехала в Адьяр (Мадрас, Индия). В 1924 году известный художник, путешественник, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих создал картину «Вестник», которую посвятил Елене Петровне Блаватской. 18.01.1925 года художник преподнес это произведение в дар Международному Теософскому обществу в Адьяре.

В 1924 году известный художник, путешественник, философ и общественный деятель Н.К.Рерих создал картину «Вестник», которую посвятил Елене Петровне Блаватской.

Во время своего первого визита на Цейлон в 1880 г., Елена Петровна и полковник Хенри Стил Олькотт приняли пансил, то есть формально стали буддистами. Е.П.Блаватская поясняла, что действительно считает философию Гаутамы Будды наиболее возвышенной из философских систем – самой чистой и, кроме того, самой логичной. Целью Г.С.Олкотта было "возрождение исконных индуистских и буддийских традиций в Индии и на Цейлоне... Поэтому столь большое значение придавалось буддийским и индуистским текстам в то время, когда индийское национальное наследие отступало под натиском британской культуры". Теософское общество было основано именно для распространения, наравне с другим, религиозных и философских истин Веданты и буддизма среди народов Запада. В наши дни Международное теософское общество в Адьяре (Мадрас, Индия) имеет общирную библиотеку, которая включает около 17 300 рукописей и 160 000 книг. Известнейший специалист по санскриту из Гарварда Дэниел Инголлс называет эту библиотеку "одним из главных мировых хранилищ санскритских рукописей". Путешествия Елены Петровны Блаватской и Генри Стила Олькотта с индусскими друзьями, в том числе с загадочным Такур Гулаб-Сингом, предполагаемым учителем Е.П.Блаватской, описаны в художественной форме в ее книге «Из пещер и дебрей Индостана».

Наша великая соотечественница Елена Петровна Блаватская говорит: «…Все вы считаете меня неправдивой, потому что до сих пор я показывала Миру только подлинную внешнюю мадам Блаватскую. Это точно то же самое, как если бы вы жаловались на лживость скалы, покрытой мхом, сорными травами и грязью, за то, что она имела снаружи надпись: «Я не мох и не грязь, покрывающие меня; ваши глаза обманывают вас, и вы неспособны увидеть то, что находится под внешней коркой и т.д.» Вы должны понимать эту аллегорию.»

В "Обете Гуаньинь", буддийской богини милосердия, сказано: Никогда не стану искать я и никогда не приму личного, индивидуального спасения; никогда не обрету конечный покой для себя одной; но буду жить всегда и повсюду и стремиться к освобождению каждого существа во всём этом мире. Таково было жизненное кредо Е.П.Блаватской.

В книге «Оккультный мир» А.П.Синнетт описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е.П.Блаватской. Однако, все эти проявления никого из участников по существу своему не только не убедили, но, как пишет об этом Е.И.Рерих, «именно за эти манифестации Е.П.Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках.» 

В "Обете Гуаньинь", буддийской богини милосердия, сказано: Никогда не стану искать я и никогда не приму личного, индивидуального спасения; никогда не обрету конечный покой для себя одной; но буду жить всегда и повсюду и стремиться к освобождению каждого существа во всём этом мире. Таково было жизненное кредо Елены Петровны Блаватской.

В последнюю четверть ХІХ столетия Махатмы Востока предпринимают очередную попытку приоткрыть Западу некоторые сокровенные истины науки и философии Духа. Как пишет Е.П.Блаватская в своем гениальном труде «Тайная Доктрина» (т. 1, с. 611-612): «Мы находимся в самом конце 5000-летнего цикла нынешней арийской Кали-Юги; и между этим временем (1888 г.) и 1897 годом Покров Природы будет прорван и материалистическая наука получит смертельный удар.» Можем сказать, что это пророчество свершилось. 

Е.П.Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но ее критика авторитетов науки XIX века не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их. В области физики Елена Петровна утверждала в своих трудах о делимости атома, пребывании его в постоянном движении, взаимообратимости материи и энергии, что на то время наукой отрицалось. Однако, данные положения нашли полное подтверждение в дальнейших исследованиях науки благодаря теориям физиков Вернера Гейзенберга о кварках, Альберта Эйнштейна с его знаменитой формулой относительности E=mc2 и другим. Ньютонианское представление о мироздании справедливо только в рамках частного случая концепции Эйнштейна. Закон всемирного тяготения интерпретируется теорией относительности через искривление пространства.

Е.П.Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но ее критика авторитетов науки XIX века не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их.

В недавние годы выяснилось: объяснить происхождение жизни и разума случайным сочетанием элементов запрещает теория вероятностей: не хватает ни периода существования Земли, ни степени перебора вариантов. Эволюционная же теория Дарвина односторонне прямолинейна: наряду с эволюцией действуют, как предвосхитила Е.П.Блаватская в "Тайной Доктрине", инволюция. Е.П.Блаватская заявила, что пустоты в природе нет. Только в середине XX века парадоксальное утверждение Блаватской получило научное признание: вакуум - виртуальное средоточие колоссальных энергий. Вот другой пример подтвердившегося недавно откровения: "Солнце, при каждом своем обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только... солнечная кровь требует 11 лет, чтобы пройти через полость сердца, прежде нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы." («Тайная Доктрина», I, часть III, отдел 3) Еще многое будет открыто и пересмотрено современной наукой. Квантовая психология врывается в наше мышление.

Алексей СЕЕВ

/продолжение следует/

Прочитано 2736 раз