В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Е.П.Блаватской, было выпущено юбилейное издание.
В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Впервые я познакомился с членами Теософского общества более тридцати лет тому назад в Индии, во время празднования 2500-летней годовщины Будды. С тех пор я не раз имел удовольствие обмениваться мыслями с теософами из разных частей света. <...> я горжусь своей долгой дружбой с теософами и был счастлив узнать о юбилейном издании «Голоса Безмолвия», которое выходит в этом году. Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим». В 2016 году исполнится 127 лет со дня выхода в свет книги «Голос Безмолвия» в переводе и с комментариями Е.П.Блаватской.
ЗАГАДКА КИУ-ТЕ
«Эзотерический Буддизм» А.П.Синнетта написан целиком на основании полученных им, через посредство Е.П.Блаватской, писем от Махатм Востока, через которые материалистическое сознание Запада непосредственно соприкоснулось с сокровенной философией Востока.
А.П.Синнетт пишет в книге «Учение Махатм» о получении через Е.П.Блаватскую «Писем Махатм» с включением «заметок из книги «Киу-те», великой сокровищницы оккультных знаний, которая охраняется Адептами Тибета». А.П.Синнетт полагает, «что существует 30-40 томов этой книги, многие из них показываются только посвященным», полученные заметки называет «просто неким элементарным катехизисом для начинающих». В третьем томе «Тайной Доктрины» упоминается в комментариях о 77 сокровенных томах-фолиантах, которые не доступны взгляду европейцев, а также о 350 томах-фолиантах, наполненных экзотерической мудростью. В книге Сильвии Крэнстон «Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения» указывается, что в 1983 году тибетолог Дэвид Рейгл вполне достоверно идентифицировал книги «Киу-те», о чем он сообщил в своей работе «Книги Киу-те». Согласно Рейглу трудности в идентификации возникали из-за разного подхода к транскрибированию названия этого манускрипта. В настоящее время он известен как «Гью-де», один из основных разделов Канджура, главной части тибетского буддийского канона.»(С.Крэнстон «Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения»/Рига, «Лигатма», 1996/, с. 465-466). Комментарии к книгам «Киу-Те», по словам Махатмы К.Х., «наполнены самыми сокровенными математическими вычислениями, ключи к большинству из которых находятся в руках только наших высочайших Адептов. И показывая нам бесконечное число феноменальных манифестаций в косвенных проявлениях Единой Силы, они опять же сохраняют тайну, поэтому я сомневаюсь, что мне разрешат выдать вам в настоящее время что-нибудь сверх общей или основной идеи.»
Недавно открытая сокровищница в одном из тибетских монастырей
«В книге «Киу-те» дух назван предельным сублиматом материи, а материя – кристаллом духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, чем в очень простом явлении превращения лед-вода-пар и конечном рассеянии последнего. Феномен этот в обратной последовательности своих проявлений называется духом, падающим в зарождение, или в материю. Эта троица, превращающаяся в Единство – доктрина такая же древняя, как мир мысли, была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в александрийских школах и превратили ее в Отца, или зарождающего Духа, Сына, или материального человека, и в Святого Духа – нематериальную сущность, или вершину равностороннего треугольника – идея, по сей день лежащая в основании пирамид Египта.»
Комментарии к книгам «Киу-Те», по словам Махатмы К.Х., «наполнены самыми сокровенными математическими вычислениями, ключи к большинству из которых находятся в руках только наших высочайших Адептов».
В июле 1884 г. Махатма К.Х. советует А.П.Синнетту и всем тем, кто будет потом изучать эти разбросанные указания и устремляться по духовному пути развития: «Если бы вы постарались внушить себе глубокую истину, что интеллект сам по себе не всемогущ, что для того, чтобы стать «передвигателем гор», ему сперва нужно воспринять жизнь и свет от своего высшего принципа – духа, и затем фиксировать ваш взор на все оккультное, духовно стараясь развить эту способность по правилам, тогда вы вскоре стали бы правильно разгадывать эту мистерию.»
ГЛАВНЫЙ ТРУД ЖИЗНИ
Вскоре после обвинения в мошенничестве в 1885 году Елена Петровна покидает Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Некоторое время после этого она живет в Германии, Бельгии, пока не переезжает в Лондон, где продолжает писать книги. В этот период были написаны ее главные работы «Голос безмолвия», «Тайная доктрина» и «Ключ к теософии». Елена Петровна ушла, как уже говорилось, 8 мая 1891 года, переболев гриппом. Прах её был сожжён, а пепел разделён между тремя основными центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адьяр, Мадрас). Многие страницы ее легендарной жизни и их подлинное значение начинают открываться перед потомками только в наши дни.
В 1986 году Обществом психических исследований Великобритании была опубликована работа Вернона Харрисона, бывшего президента Королевского фотографического общества и эксперта в подлогах и фальсификациях. В ней автор утверждает, что отчёт 1885 года по обвинению Е.П.Блаватской является ненаучным, неполным и не заслуживающим доверия. Одновременно Общество психических исследований Великобритании опубликовало пресс-коммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США, которое открывалось заголовком:
«Согласно данным нового исследования, мадам Блаватская, сооснователь теософского общества, была осуждена необоснованно.»
Скульптура Алексея Леонова "Сфинкс ХІХ столетия"
Елена Петровна Блаватская оставила нам драгоценные указания для идущих по Духовному Пути и обширное литературное наследие, написанное в тесном сотрудничестве с Махатмами Востока.
В 1986 году Обществом психических исследований Великобритании была опубликована работа Вернона Харрисона, бывшего президента Королевского фотографического общества и эксперта в подлогах и фальсификациях. В ней автор утверждает, что отчёт 1885 года по обвинению Е.П.Блаватской является ненаучным, неполным и не заслуживающим доверия.
Один из экземпляров книги «Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути» Е. П. Блаватская подарила Льву Николаевичу Толстому. Изречения из этой книги Лев Николаевич использовал в своих книгах-напутствиях: «Мысли мудрых людей», «На каждый день», «Круг чтения» и «Путь жизни», подписывая так: «Браминская мудрость». Также Л.Н.Толстой в своем творчестве использовал изречения из теософического журнала «Teosophisner Wegwiser». В дневнике от 12.02.1903 года Л.Н.Толстой записывает: «Читаю прекрасный теософический журнал, много общего с моим пониманием». На своем экземпляре Толстой отмечает афоризмы Рамакришны, Фомы Аквинского, Е.П.Блаватской из «Голоса Безмолвия». Биографы оставили много свидетельств о глубокой увлеченности выдающегося русского композитора и пианиста А.Н.Скрябина теософскими идеями и о его уважительном отношении к Елене Петровне Блаватской. Александр Николаевич перечитывал «Тайную Доктрину» чрезвычайно внимательно, подчеркивая наиболее значимые места карандашом. «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской, а также журналы «Вестник теософии» постоянно лежали на его рабочем столе. «Тайную доктрину», имеющую второй подзаголовок «Синтез науки, религии и философии», изучал Альберт Эйнштейн и многие другие видные деятели науки, культуры и искусства ХХ столетия. В.В.Кандинский, русский живописец, график, один из основоположников абстракционизма отмечал, что «Е.П.Блаватская, пожалуй, первая, после долголетнего пребывания в Индии, установила крепкую связь между этими «дикарями» и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое объединяет сегодня большое число людей в «Теософском Обществе».
В своей автобиографической книге «Моя жизнь» Махатма Ганди отмечал, что на его мировоззрение оказали влияние личное общение с членами Международного Теософского общества и чтение трудов Е. П. Блаватской. Все работы Е. П. Блаватской по-прежнему переиздаются, подчас в нескольких редакциях. Её сочинения переведены на все европейские и многие другие языки. О ее легендарной жизни и титанической деятельности создан целый ряд документальных и художественных фильмов, написаны книги-исследования.
ПРАКТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Елена Петровна Блаватская в «Практическом современном учении» говорит в 11 пункте о размышлении, воздержании, соблюдении моральных обязательств, теплых мыслях, благих делах и добрых словах, доброжелательности ко всему и полном забвении собственного я как самых действенных средствах к достижению знания и приготовлению себя к восприятию высшей мудрости.
Давайте посмотрим, что говорят об озарении и средствах развития сознания человека Махатмы Востока в своих известных письмах: «…Озарение должно прийти изнутри. До этого никакие фокусы - покусы заклинаний или возня с приспособлениями, никакие метафизические лекции и прения, никакие возложенные на себя покаяния не могут дать этого. Все это лишь средства к концу, и все, что мы можем делать, это направлять применение таких средств, найденных экспериментальным путем, способствующих достижению цели. И это не является секретом на протяжении тысячелетий. Пост, медитация, чистота мыслей, слов, поступков, молчание в течение некоторых периодов времени, чтобы дать природе возможность самой говорить тому, кто приходит к ней за наставлением; овладение животными страстями и импульсами; полное отсутствие себялюбивых намерений; употребление некоторых курений и окуриваний для физиологических целей – все это было опубликовано со времени Платона и Ямбликуса на Западе и в более ранние времена наших индусских Риши. Как все это должно применяться, чтобы соответствовать индивидуальному темпераменту – это, разумеется, дело собственного опыта каждого и бдительной заботы его Наставника или Гуру…» (Письма Махатм. Письмо 17, К.Х. – Синнету, 05.08.1881 г.)
И сегодня, как никогда ранее, ставится вопрос достижения нового состояния сознания, ибо понятно, что нужно приобрести совершенно новые представления об окружающем нас энергоинформационном пространстве, а только интеллектуальное развитие, хотя и дает рост личности, но часто препятствует осознанию своей индивидуальности. По всей видимости до сих пор не понят сокровенный смысл медитации и молитвы.
Е.С.Далай-лама XIV
«В теперешних обстоятельствах никто не может позволить себе полагать, что кто-то другой решит наши проблемы; каждый из нас должен взять на себя свою долю всеобщей ответственности». /Е.С. Далай-Лама ХIV Тензин Гьяцо/
Далай-лама XIV на одной из официальных встреч сказал, что буддийские богословы высоко ценят труды Е. П. Блаватской. В 1989 году, в ознаменование сотой годовщины выхода в свет книги «Голос Безмолвия» Е.П.Блаватской, было выпущено юбилейное издание, предисловие для которого написал Далай-лама XIV. В предисловии, озаглавленном «Путь Бодхисаттвы», Далай-лама XIV писал: «Впервые я познакомился с членами Теософского общества более тридцати лет тому назад в Индии, во время празднования 2500-летней годовщины Будды. С тех пор я не раз имел удовольствие обмениваться мыслями с теософами из разных частей света. <...> я горжусь своей долгой дружбой с теософами и был счастлив узнать о юбилейном издании «Голоса Безмолвия», которое выходит в этом году. Я думаю, что эта книга оказала сильное влияние на многих людей, которые искренне ищут и стремятся приобщиться к мудрости и состраданию Пути Бодхисаттвы. Я от всей души приветствую это юбилейное издание и выражаю надежду, что оно поможет ещё очень и очень многим». В 2016 году исполнится 127 лет со дня выхода в свет книги «Голос Безмолвия» в переводе и с комментариями Е.П.Блаватской.
В ХХI столетии человечеству предстоит решить много проблемных вопросов. Квантовая физика и психология меняют наше мировоззрение и вводят новые парадигмы мышления. Это дает нам еще один ключ для нового прочтения трудов Елены Петровны Блаватской. К ответственности каждого перед целым миром призывает сегодня Его Святейшество Далай-Лама ХIV Тензин Гьяцо: «В теперешних обстоятельствах никто не может позволить себе полагать, что кто-то другой решит наши проблемы; каждый из нас должен взять на себя свою долю всеобщей ответственности. Таким образом, по мере того как растет число заинтересованных, ответственных личностей, десятки, сотни, тысячи или даже сотни тысяч таких людей заметно улучшат общую обстановку».
Мира, Гармонии и Просветления всему страждущему человечеству и светлая память его выдающейся дочери Елене Петровне Блаватской.
© Алексей СЕЕВ, 2013-15