Он сказал им несколько слов: «Тибет величают Крышей мира и страной Авалокитешвары. У нас есть свой собственный язык и письменность. На сегодняшний день они позволяют наиболее точно и аккуратно излагать учения Будды. В прошлом некоторые тибетцы стеснялись говорить, что они из Тибета, но сегодня все обстоит иначе. У нас есть все причины для уверенности. В каждом из нас заложено семечко сострадания, но его необходимо укреплять и взращивать с опорой на логическое обоснование и тренировку ума.
Собрания Кангьюра и Тенгьюра, доступные на тибетском языке, содержат несметную сокровищницу знаний по буддийской науке, философии и религии. Недавно вышел двухтомник “Краткое изложение буддийской науки”, а также его сокращенная версия. Эти книги сейчас переводятся на другие языки мира, среди них английский, китайский и немецкий. Когда выпадет свободная минутка, постарайтесь их прочесть и обсудить с друзьями».
Обращаясь к монголам, Его Святейшество напомнил, что буддизм впервые попал в их родную страну по Великому шелковому пути. Затем Дрогон Чогьял Пхагпа принес буддийские знания из Тибета. Окончательное становление буддизма в Монголии произошло во времена Третьего Далай-ламы Сонама Гьяцо.
Его Святейшество сказал, что впервые побывал в Монголии в 1979 году. В тот раз монахи Ганден Тхекченлинга с таким пылом молились о его долголетии, что от старания у них на глазах даже выступили слезы. Его Святейшество заметил, что Тринадцатый Далай-лама не только проводил много времени в Монголии, но и говорил по-монгольски. Тибет и Монголию на протяжении веков связывали тесные узы дружбы. Его Святейшество упомянул, что своим интересом к идее пустоты, о которой он всерьез размышляет последние 60 лет, он обязан одному монголу, своему товарищу по монастырским диспутам Нгодупу Чокньи.
Дорога из Вроцлава до Свидницы заняла около полутора часов и пролегала по живописным сельскохозяйственным угодьям. Его Святейшество и сопровождающие лица отправились в прославленную Церковь мира, названную так в честь Вестфальского мирного договора 1648 года, согласно которому лютеране, проживающие на католических территориях региона, получили разрешение построить три церкви из дерева, глины и соломы за пределами городских стен, без колоколен и колоколов. На завершение работ полагался всего один год.
Вестфальский мир включал в себя ряд мирных договоров, подписанных между маем и октябрем 1648 года, и стал завершением религиозной Тридцатилетней войны (1618–1648) в Священной Римской империи и Восьмидесятилетней войны (1568–1648) между Испанией и голландской Республикой Соединенных провинций. Мирные договоры не восстановили мира в Европе, однако заложили основу для идеи национального самоопределения и мирного сосуществования суверенных государств, ставшей центральной в современном международном праве. Деревянная Церковь мира признана одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
У дверей машины Далай-ламу встречали епископ Вольдемар Питель и мэр Свидницы Беата Москаль-Сланивска. Они проводили Его Святейшество в здание церкви, где звучала музыка Генделя в органном исполнении.
Мэр Вроцлава Рафал Дуткевич сообщил, что сегодня, 21 сентября, празднуется Международный день мира, в ознаменование которого высокопоставленные духовные лидеры, в том числе Его Святейшество Далай-лама, подпишут «Призыв к миру». Он напомнил о последних тревожных событиях, которые делают такой призыв настоятельно необходимым. Среди прочего мэр Вроцлава упомянул тяжелое поражение Христианской демократической партии Ангелы Меркель на выборах в Берлине и победу их соперников, партии правого толка «Выбор Германии», выступающей за ужесточение миграционной политики; проведение пятого ядерного испытания Северной Кореей и присоединение Крыма к России.
Дуткевич также упомянул несколько причин, по которым Церковь мира как нельзя лучше подходит для подобного жеста. Не говоря уже о событиях далекой старины, именно здесь немецкий канцлер Гельмут Коль встречался с Тадеушем Мазовецким, первым премьер-министром Польши посткоммунистической эры. И совсем недавно, в ноябре 2014 года, польский премьер-министр Эва Копач и немецкий канцлер Ангела Меркель присутствовали здесь на праздновании 25-й годовщины примирения в Кржижове.
Перед подписанием «Призыва к миру», Далай-ламу попросили сказать несколько слов собравшимся.
«Уважаемые духовные братья и сестры, – начал он, – для меня огромная честь приехать сюда и принять участие в праздновании Дня мира. Мир во всем мире рождается из мира в сердце каждого из нас. Его не построить, если нас одолевают разрушительные эмоции, такие как страх и гнев.
Современные ученые приходят к выводу, что по природе своей человек склонен к состраданию. Если бы при нашем появлении на свет наших матерей переполнял гнев, мы бы просто не выжили. Наша жизнь начинается с любви и нежности, и пришла пора об этом всерьез задуматься.
Вопреки философским различиям все основные религии мира несут одно и то же послание любви. Однако, как это ни печально, сегодня немало конфликтов разгорается на религиозной почве. Следовательно, нам нужно прикладывать больше усилий для продвижения гармонии между нашими традициями, основанной на взаимоуважении. Я сам буддийский монах, но среди буддистов немало тех, кто относится к родной вере не слишком серьезно. Они ведут себя благочестиво в храме, но едва переступив его порог, напрочь забывают о религиозной практике. Какой бы вере мы ни следовали – буддизму, христианству, иудаизму, исламу или индуизму, – если мы считаем себя верующими людьми, то должны делать религиозную практику частью своей повседневной жизни. Это не только привнесет больше сострадания в наши дела, но и сделает нас более счастливыми.
Я принял на себя три обязательства, и хотел бы рассказать вам о них. Во-первых, это продвижение человеческого счастья и идеи, что мы все одинаковые люди. Во-вторых, как буддист, я делаю все возможное для взращивания межрелигиозной гармонии. Некоторые мои друзья называют меня хорошим христианином, а другие – хорошим мусульманином. И, наконец, я тибетец, но здесь уже говорили о тибетском вопросе ¬– спасибо вам!»
Его Святейшество заметил, что мир во всем мире одними молитвами не построить. По логике вещей, если люди разрушают мир, они и должны его восстанавливать. Даже если мы добьемся успеха, это вовсе не значит, что в будущем у нас никогда не будет проблем. Однако для решения конфликтов нужно искать мирные пути, без опоры на грубую силу.
«Вчера я побывал в музее Вроцлава на выставке, посвященной деятельности кардинала Коминека, много сделавшего ради прощения и примирения. Я думал об этом по пути сюда, глядел на холмистые поля и размышлял о том, как много поляки страдали и как усердно трудились для восстановления нормальной жизни – это замечательно!»
Затем ведущий встречи попросил уважаемых духовных лидеров подписать «Призыв к миру», в котором говорилось: «Мы собрались здесь в этой старинной церкви, на этой поистине удивительной земле, где люди многих национальностей и культур мирно сосуществуют бок о бок, несмотря на различия в убеждениях и религиях. В ознаменование этой выдающейся встречи мы объединяем наши голоса в призыве к миру во всем мире, независимо от убеждений, национальности и религии. Мир всегда восторжествует там, где живут понимание и любовь друг к другу».
Под призывом поставили свои подписи епископ Вольдемар Питель, представитель православной церкви священник Юджинис Сибульски, архиепископ Юзеф Купны, представитель греческой католической церкви епископ Влоджимирш Южчак, имам Али Аби Исса; раввин Давид Бассок, епископ Свидницы Игнаси Дек, пастор Эдвард Павловски и Его Святейшество Далай-лама.
Подписав «Призыв к миру», духовные лидеры сфотографировались на память, после чего вышли на улицу и отправились обедать в кафе близ церкви мира. В беседе, которая не прекращалась и за едой, Его Святейшество повторил, как важно для верующих людей стремиться больше узнавать друг о друге и почаще встречаться. «В современном мире живет около двух миллиардов христиан, полутора миллиардов мусульман, одного миллиарда индуистов, 400 миллионов буддистов и 14 миллионов иудеев, – заметил он, – поэтому мы просто обязаны мирно сосуществовать. Нужно учиться говорить и о том, что восхищает нас в традициях друг друга, и о том, что вызывает недовольство. А теперь, давайте приступим к еде».
Епископ Игнаций Дец пригласил Его Святейшество посетить его церковь в Свиднице, что тибетский духовный лидер и сделал на обратном пути во Вроцлав. Прибыв в отель, Его Святейшество дал интервью корреспондентам журнала «Воскресное утро» CBS News и программы Ай-Ти-Ви «Доброе утро, Британия», ответив на вопросы о публикации «Книги радости», основанной на его беседах со своим стародавним другом архиепископом Десмондом Туту.
На следующий день Его Святейшество Далай-лама ХIV возвратился домой в Дхарамсалу.
dalailama.ru