Мы только начинаем изучать, что собой представляет само явление кармы, и сразу же сталкиваемся с очевидными противоречиями. По крайней мере, они кажутся противоречиями для существ, какими мы с вами являемся. И эти видимые противоречия часто являются парадоксами.
Однако между парадоксом и противоречием существует определенная разница, хотя на первый взгляд может показаться, что она невелика. Парадокс это не то же самое, что противоречие. Противоречие – это утверждение, которое противоречит само себе, в котором есть внутреннее противоречие. В частности в противоречии существует утверждение, и тут же его опровержение, в том числе непостоянство. Еще могут быть очевидно абсурдные утверждения.
Парадокс похож на противоречие. Он может выглядеть, как утверждение, которое противоречит самому себе, и поэтому может казаться абсурдным. Но с другой стороны, он может быть верным, правильным, т.е. он может казаться несколько нелогичным. Но тем не менее он отражает то, что реально присутствует в нашей жизни. Парадокс может казаться противоречием, но на самом деле таковым не являться. Он может показывать нам обе стороны какого- то вопроса, обе стороны медали. Он дает нам дополнительное измерение к нашему отношению, в том случае, конечно, когда мы способны раздвинуть границы нашего мышления.
В частности он не говорит однозначно да или нет, плохо или хорошо. Он утверждает и да и нет, что нечто относительно хорошо и относительно плохо.
Таким образом, парадоксы существуют для того, чтобы мы усомнились в правильности нашего логического мышления. И таким образом, могли выйти за пределы нашего ежедневного логического мышления. В этом смысле парадокс сродни коану, который изучается в дзен-буддизме. Коан – это утверждение, над которым напряженно медитируют монахи. И благодаря этому монах, который медитирует, может достичь границы нашего логического мышления и осознать эти границы, а осознав, выйти за границы нашего логического мышления.
В мистицизме мы встречаемся с множеством парадоксов, поскольку мистицизм выходит за пределы нашего логического мышления. Например, Бог – и полнота, и пустота. Абсолют не может быть абсолютным в буквальном смысле этого слова, не может быть, если он не включает абсолютно все, т.е. включает все противоположности. Поэтому, когда мы начинаем размышлять о карме, мы сталкиваемся с многими парадоксами. И так, мы собираемся исследовать, почему карма является парадоксальной, или противоречивой:
1. Карма, с одной стороны, проста и понятна, с другой стороны, она сложна и ее легко неправильно истолковать.
2. Карма абсолютно справедлива и в то же время милостива.
3. Карма скрыта по своей сути, и ее действие можно воспринять только благодаря результатам, которые она производит.
4. Карма является частью нашего повседневного опыта и в то же время она явление вселенское, универсальное. Она привязана к единству всего во вселенной. Она действует постоянно и вечно везде во вселенной.
5. Карма действует как лично на нас, так и через семью, группу, народ, нацию, территорию, человечество в целом.
6. Карма, с одной стороны, связывает наши действия, с другой стороны, освобождает.
7. С одной стороны, нам кажется, что карма приходит к нам извне, а не порождается изнутри, с другой стороны – все наоборот.
Итак, разберем эти пункты: 1. Карма, с одной стороны, проста и ее легко понять, а с другой стороны, она сложна и ее легко истолковать неверно.
Она находится в многих измерениях. Ее невозможно понять в полном объеме. Основополагающий принцип кармы прост и говорит о следующем: необязательно человеку заниматься метафизикой, чтобы понять истину кармы и реинкарнации. Закон кармы – это закон причин и следствий. Это закон действия и следствия этого действия. Третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Тот же пример с маятником, он отклоняется в одно направление, возвращается в исходное положение, потом отклоняется в противоположное.
Другим выражением, которое иллюстрирует действия кармы является библейское выражение: «Что посеешь, то и пожнешь». Если мы посеем хорошие поступки, то мы пожнем хорошую карму, злонамеренные поступки соответственно породят такую же карму.
Карма может быть похожа на бухгалтерскую книгу, в которой показаны доходы и расходы. И в конце концов, при подведении баланса они должны быть равны друг другу.
Пока все просто, но по разным причинам это намного сложней. Сложность кармы заключается в том, что она работает одновременно на разных уровнях, на которых протекает наша жизнь. Мы действуем на физическом уровне, чувствуем на эмоциональном и еще и думаем. Е.П.Б. объясняет это следующим образом: «Карма – это безошибочный закон, который сонастраивает следствие причине, на физическом, ментальном и духовном планах бытия». Мы действуем не только на физическом уровне, но и в то же время мы действуем на внутренних планах нашего бытия., поскольку наши мысли и наши чувства тоже могут являться действием. Наши чувства и мысли не могут быть только положительными или только отрицательными. Как правило, они являются теми и другими одновременно.
Мотив любого благого дела может быть бескорыстным или эгоистичным, хотя чаще всего он смешан. Например, богатый человек может спонсировать строительство больницы или школы, и его мотив может быть бескорыстным, исходя из сострадания. Но с другой стороны он может заниматься благотворительностью исходя из корыстных мотивов, например, чтобы приобрести хорошую репутацию, или ему поставят памятник. Мотив, может быть, связан с приобретением популярности или влияния, или просто для приобретения внутреннего удовлетворения, чтобы успокоить свою совесть – а результат такого действия будет эгоистичным. В будущем он может приобрести материальное процветание в результате того, что в этой жизни он проявлял щедрость на материальном плане, но, с другой стороны, он может чувствовать некую неудовлетворенность, которая является следствием его эгоистичных побуждений, или отчасти эгоистичных. Мы сейчас видим много богатых людей, которые несчастны и неудовлетворенны своей жизнью.
А. Безант описывает кармические результаты на разных уровнях нашего бытия. Она говорит следующее: «Мысль создает характер, желание создает возможности, а наша деятельность создает окружение, среду, которая нас окружает». Интересна первая часть этой фразы – «Мысль создает характер», в нее вкладывается смысл: «Что посеешь, то и пожнешь».
Если вы слишком много думаете над чем-то, то вы в конце концов это обретете. Любая повторяющаяся деятельность вырабатывает определенную привычку, а привычка создает характер. А характер создает судьбу.
Желание создает возможность. Если мы действительно чего-то очень хотим, то мы в конце концов его приобретаем, даже тогда, когда нам это уже не нужно. А деятельность создает наше окружение. Если мы хотим облагородить наше окружение, то сначала мы должны что-то сделать.
Карму можно сравнить с бухгалтерской книгой, где записаны наши доходы и расходы, но все же это сравнение верно не до конца.
На современном уровне нашего развития карму можно сравнить с очень сложным небесным космическим компьютером, в который мы постоянно загружаем программы наших действий, изменчивых мыслей, чувств, побуждений, отношений. Иногда мы персонифицируем этот небесный компьютер, и его персонификация в разных традициях выступают различные существа. В теософской традиции мы говорим о липиках. В других традициях, скандинавской например, это нормы судьбы, которые прядут нить жизни. Согласно христианству это летописцы, которые ведут книгу жизни.
Результат действия кармы мы можем соотнести со множеством причин. В каком-то определенном месте в какой-то определенный день карма является результатом сочетания различных действующих факторов, которые были в прошлом и настоящем в этой местности и отдаленных местах. Она включает в себя все влияния, которые входят в эту систему, постоянно влияют на результат и изменяют ее. Поэтому ее можно легко понять и в то же время неверно истолковать.
2. Карма абсолютно справедлива и в то же время милостива.
Она не является абсолютно застывшей. С одной стороны, мы конечно обязаны заплатить наши кармические долги, но с другой стороны, у нас нет возможности заплатить их прямо сейчас. Результаты кармического воздаяния, как правило, откладываются на какое-то время. Именно поэтому люди низких моральных качеств процветают, а добрые и хорошие люди страдают. И нам кажется это несправедливым.
В этом случае силы природы, которых мы называем липиками, являются ангелами милосердия. Что это значит? Человек, который постоянно врет и жестоко обращается с другими, является еще молодой душой. Все мы когда-то были молодыми. Во многих отношениях мы все еще очень молодые души. Такой человек может действовать достаточно глупо исходя из собственной слабости и собственного невежества. Он не может управлять своими желаниями и противостоять искушениям. Поэтому если бы такому человеку пришлось сразу же пожинать плоды своих деяний, это привело бы к его гибели. С ними обращаются как с маленькими детьми. Они могут творить страшные вещи, но совершенно не понимать, что они творят.
Таким образом, расплата по таким тяжелым кармическим долгам может быть оттянута на какое-то время, до тех пор пока человек не станет достаточно сильным, мудрым, терпеливым, чтобы вынести это воздаяние. Именно поэтому нам кажется, что добрые, мудрые, справедливые люди страдают незаслуженно.
Потому что расплата по тяжелым кармическим долгам приходит к нам тогда, когда мы можем с меньшим ущербом для себя их пережить. Поэтому добрые люди обычно страдают без всяких видимых на то причин. И нам кажется, что они не виноваты. Например, библейский Иова. Он был справедливым и добрым человеком, но на него в его жизни свалились все мыслимые и немыслимые несчастья.
Благодаря тому, что воздаяние откладывается на какое-то время, оно приходит к нам именно тогда, когда мы способны извлечь урок и понять, что нам хотят сказать этим, больше научиться чему-то. По большому счету мы все учимся на наших ошибках, на наших преодолеваемых трудностях в жизни, а радость учит меньше. Хотя радость тоже может нас многому научить.
Духовно зрелый человек, испытывающий голод, нищету, отчаяние, боль, преследование, более способен ощутить сострадание к другим людям, которые страдают точно так же, как и он. Таким образом, мы видим, что карма абсолютно справедлива, а с другой стороны – милостива.
3. По своей сути карма справедлива. И воспринять ее мы можем только результатам ее действия. Карма не явна. Постичь, что такое карма сама по себе, мы не можем, но мы видим как она проявляется, как она действует. Почему мы не можем постичь суть кармы? Потому что она является сутью вселенной, она же является сутью Абсолюта.
4. Карма является частью нашей повседневной жизни, нашей повседневной деятельности в окружающем мире, и в то же время она является универсальной. Она связана и коренится в единстве всего сущего, и она же отражает это единство. Она загадочна. Она действует во вселенной вечно, и ее действие не прекращается. Она действует повсеместно, во всех царствах природы. Т.е. на самом деле карма является Высшим законом вселенной. Она является источником, истоком всех остальных законов, которые действуют в мире.
По определению Закон тоже означает справедливость. Таким образом, карма присуща абсолютно всем уровням единой жизни. Действовать она начинает с самой первой манифестации единой жизни. И с самой первой манифестации ее влияния жизнь разделяется на первичное сознание и первичную материю.
Начинается работа в этом разделении. И это действие называется кармой. Карма является внутренним качеством самого Бога, космоса. Она проникает везде.
Е.П. Блаватская: «Нет такого места во вселенной, где бы она не действовала, ее действие охватывает все царства природы. Абсолютно все существа подвержены действию кармы. Она является периодическим обновлением Вселенной, законом гармонии, восстанавливающим баланс и равновесие в том месте, где оно было нарушено. В этом смысле карма стремится вернуться к первоначальному единству. Она находится в основании, истоке всех вещей и является конечной целью всех вещей, сутью всех вещей.
В Ветхом Завете есть псалом, в котором под словом Бог читается слово Карма: «Куда я могу бежать от Твоего Духа. Если я обращаюсь к Небесам, Ты там, если я обращаюсь к аду, Ты тоже там, никуда от Тебя не деться. Куда бы я не обратил свой взор, Ты повсюду». Нам никуда от кармы не скрыться, т.к. мы являемся заложниками нашей природы.
5. Мы все подвержены как личной карме, так и групповой карме.
Мы живем в семье, группе, теософском обществе, народе, человечестве, как едином организме. Поэтому карма применима и действует на уровне общества.
Соответственно существует групповая карма. С одной стороны у нас есть личная карма, мы все несем ответственность за наши мысли и поступки. Карма вынюхивает нас так же, как полицейская собака выслеживает преступника, идет по следу. Но наряду с нашей личной кармой к ней добавляется семейная, групповая, национальная, человеческая. А как же иначе? Потому что карма является выражением единства всего сущего.
Ничто не может повлиять только на одного единственного человека, не влияя на других. Это сравнимо с тем, как если бы мы бросили камень в пруд, то рано или поздно все молекулы этого пруда, все его частички придут в движение. Мы – это мир. И это объясняет общественную карму.
Е.П.Б. говорит о некоторых причинных цепочках. Она говорит о бедствиях, которые терпит человечество и о их причинах. Человечество терпит бедствие на физическом плане, но прежде всего оно терпит бедствие на морально-этическом плане. Это преступность и аморальность. Она указывает на причины этого и на то, как можно от них избавиться. Е.П.Б. отождествляет конкретную причину со страданием. Она говорит, что причина того или иного страдания – это извращение определенного учения, неправильное понимание законов, которое приводит к усилению нашего эгоистичного мотива. Например, узурпирование права быть судьей и судить.
И в качестве лекарства она указывает на учение о единстве всех религий.
Внешне они могут различаться, но они едины по сути и по своему происхождению.
Именно это позволит людям объединиться, почувствовать и проявить братскую любовь.
А причиной преступности и возрастающей аморальности, падения нравственных устоев является то, что человек постоянно думает, что он может избежать последствий. Лекарство же находится в учении о карме и перевоплощении. Если мы поймем это, то соответственно мы будем вести себя, и преступность, аморальное поведение просто перестанут существовать. Человек, который проникся пониманием Закона кармы, будет избегать злых и дурных поступков, дурных намерений. Он будет просвещать и рассказывать об этом. Об этом говорится в «Ключе к теософии».
Детей прежде всего следует учить самостоятельности, любви к другому, альтруизму, щедрости, превыше всего остального – самостоятельно мыслить.
Нашей целью является воспитание свободных мужчин и женщин, свободных в интеллектуальном плане, свободных в нравственном отношении, которые лишены предрассудков, но прежде всего неэгоистичных.
Как же лучше воплотить нам это в практическую жизнь? Есть только один вариант. Мы сами должны мыслить независимо и неэгоистично.
6. Карма нас ограничивает, связывает, и в то же время карма нас освобождает.
Т.е. мы связаны кармой, которую мы создали. Хотя на самом деле не карма, как что-то внешнее связывает нас, а мы сами себя.
Карма не стремится уничтожить человека на интеллектуальном уровне или сделать его несвободным. Напротив. Мы постоянно изменяем ее нашими нынешними мыслями, действиями, поступками. Необходимо понять прежде всего то, что будущее не является чем-то дискретным, состоящим из отдельных событий, оно не отделимо от настоящего и прошлого и составляет с ним единую последовательность. Карма освобождает нас, потому что учит нас.
На уровне сознания мы можем не осознавать, что несчастья, которые мы испытываем сейчас, являются следствиями каких-то наших действий в прошлом.
Но очень глубоко в душе мы это понимаем. Слабенький голосок нашей совести может нас предупреждать и увещевать не повторять, не делать то или иное действие.
Карма подразумевает, что мы сами являемся творцами, архитекторами как наших успехов в будущем, так и наших неудач, как нашей радости, счастья, так и нашего невезения. Если мы даже на подсознательном уровне поймем это, мы станем более ответственными в жизни за свои действия. Все зависит от нас самих. Ни один Бог, ни один Гуру не может освободить нас, забрать нашу карму.
7. На первый взгляд карма приходит к нам извне, но источник ее внутри нас, в нашей душе.
Карма является сутью вселенной. Разве она не присутствует глубоко внутри в нас самих? Разве липики (Владыки кармы, распорядители кармы) действуют вне нас самих? Может быть мы сами являемся своими собственными липиками? Не мы, как человек, живущий в этом теле. Это не наше физическое, эмоциональное и ментальное тело, не наш повседневный рассудок, но это духовное существо, которыми мы на самом деле являемся и которого мы пока не осознаем за исключением тех случаев, когда нас посещает вдохновение, и также тех случаев, когда мы прислушиваемся к тому, что говорит наша совесть.
Мы рассмотрели некоторые парадоксы кармы. И сейчас мы можем прояснить некоторые общие заблуждения.
Попытаемся определить, чем карма не является? Анни Безант говорит, что карма является самым неверно понимаемым из теософских учений. И мало вещей, которые столь же опасны, как неправильно понимаемая карма или плохое знание о том, чем является карма. Неполное знание – опасная вещь! В то же время мы можем видеть, что полное знание о карме, может привести к нежелательным последствиям.
Например, когда люди хладнокровны перед лицом страданий других, говоря, что это их карма и отворачиваются от них. Или когда люди говорят, что это моя карма. И они таким образом считают, что карма – это их рок и никуда от нее не денешься, поэтому нечего и предпринимать что-либо. Достаточно ее принять и терпеливо сносить, вместо того, чтобы понять, какой урок карма пытается нам преподнести.
Итак, чем же карма не является? 1. Карма не является наградой или наказанием.
2. Карма не является чем-то чуждым нам, чем-то, что приходит к нам извне.
3. Карма не является тираном, она учит.
4. Карма не является предопределенностью.
5. Карма не подразумевает то, что человек должен быть пассивным по отношению к другим.
6. Карма не означает, что человек должен придерживаться фаталистической точки зрения, т.е. пассивно воспринимать то, что к нам приходит и что мы знаем, что мы не можем изменить.
7. Карму нельзя использовать для собственной выгоды.
8. Такой вещи, как плохая карма не существует.
1. Карма не является ни наградой, ни наказанием.
Карма – это просто действие некоего закона, закона причин и следствий, закона справедливости. Чем больше маятник отклоняется в одном направлении, тем больше он отклоняется в противоположном. Карма восстанавливает равновесие, когда оно нарушается.
2. Карма не является чем-то чуждым нам, не является чем-то вне нас.
Мы сами проявляем этот закон в жизни. Карма ничего не создает и не предопределяет, именно человек планирует и создает причины, а карма всего лишь подбирает под эти причины результаты. Карма приводит к результатам, которые соответствуют этим причинам.
3. Карма не является тираном, она учит.
А. Безант хорошо иллюстрирует это. Карма – это не меч, который занесен над нами. Карма – это не кирпич, который падает нам на голову. Карма – это процесс постоянного создания чего-то, мы постоянно и непрерывно ее изменяем.
И хочется верить, что мы учимся на наших ошибках.
4. Карма не является предопределением.
Как мы можем видеть в учении кальвининской церкви и пресвитерианской церкви, что при самом рождении человеку предопределено наслаждаться райским состоянием на небесах или страдать и терпеть вечные муки в аду после того, как мы уйдем из нашей земной жизни. В данном случае, получается, что судьба человека никак не зависит от отношения человека к окружающему миру.
Карма не является роком. Мы постоянно изменяем нашу прошлую карму. Мы свободны, и поэтому мы несем ответственность.
5. Карма не подразумевает пассивного отношения к жизни, как по отношению к нашей собственной карме, так и по отношению к карме других людей.
Мы можем просто опустить руки, считая, что такова моя карма. Карма должна обеспечить нам импульс, стимул для того, чтобы мы могли действовать правильно. Поэтому мы не можем отказать другому человеку в помощи, говоря, что такова его карма, особенно если мы в состоянии помочь этому человеку.
Конечно, мы не должны бросаться спасать утопающего человека, если сами не умеем плавать.
Как же нам быть, и что мы знаем о тонкостях механизма работы кармы? Возможно, это хорошая карма для меня, если я могу помочь кому-то чем-то. А может быть, с другой стороны, это хорошая карма того человека, когда мы помогаем ему? 6. Карма не означает фатального отношения к жизни и пассивного принятия того, что происходит, только потому, что мы чувствуем, что мы не можем ничего изменить.
Она должна быть скорее стимулом. То, что мы не в силах изменить, мы должны принять. Но то, что мы в силах изменить, мы должны изменить.
Например, мы не можем изменить карму, которая пришла с прошлого, но мы можем изменить свое к отношение к этому, принимая ее оптимистически, с положительным настроем, ища лучшие стороны. Мы не можем изменить прошлое, но наше будущее зависит от нас, особенно ближайшее будущее.
7. Знание закона кармы нельзя использовать в собственной выгоде.
Духовный вопрос. В этом заключается ловушка для тех, кто начал понимать, что такое карма. Мы не должны стараться намеренно создать лучшую для себя карму. Почему? Сам подход к этому в этом случае будет эгоистичным, и в конце концов на уровне сознания он не приведет к положительным результатам. Такой подход может принести хорошие плоды на материальном плане и плохие на эмоциональном и ментальных планах. В «Свете на пути» говорится: «Тот, кто учит создавать лучшую карму, тот встретится с огромной неразберихой, хаосом, и стараясь посеять семена своего будущего урожая, он может посеять вместе с ними массу сорняков и среди них самый большой. И этот гигант – наш эгоизм».
Как нам научиться быть бескорыстными? Просто надо быть бескорыстным. Как нам научиться любить друг друга? Любить.
«Не желай сеять для того, чтобы самому собирать урожай, желай сеять, для того чтобы урожай принес плоды всему миру». Но и даже такой подход может быть эгоистичным. Потому что мы можем, думать: «Вот, какой я хороший!» 8. Нет такого понятия, как плохая карма.
Вся карма является хорошей. Она может быть приятна или неприятна. Но она справедлива, милостива, и благодаря ей мы можем чему-то научиться.
Но несмотря на то, что мы кое в чем разобрались, карма так и остается загадкой, потому что остается еще много вопросов, ответ на которые еще не найден.
Очень часто задают вопрос о карме животных. В нашем мире животные страдают. Они подвержены различным лишениям и насилию на скотофермах или в лабораториях. Они являются чем-то вроде концентрационных лагерей с точки зрения человека. Если же они живут на свободе, люди охотятся на них, ставят ловушки, капканы. В конечном итоге, человек распространяет свое обитание все больше и больше, территория их обитания становится все меньше и меньше, например, на Амазонке. В других районах мира, где вырубаются леса, люди освободившуюся площадь занимают под поля, в результате погибают животные.
Чем же заслужили это животные? В естественных условиях они могут драться между собой, но это происходит по естественным причинам. Они голодны или во время брачного периода. Но есть какой-то намек, который можно понять людям. Почему же страдают животные? Возможно этот намек заключается в следующем. Е. П. Блаватская в «Ключе к теософии» говорила о блаженстве девачана, о райском существовании, которое проходят люди после того, как умирают. Она говорит, что девачан является компенсацией за те страдания, которые мы испытываем на Земле. Хотя нет тех страданий, которые бы были незаслуженны. Карма, которая является справедливостью, это не только причина и следствие в порядке возникновения, т.е. она является не только причиной, которую мы породили в прошлом и следствием, которое мы пожинаем сейчас, но и связана с нашим будущим.
Возможно, карму не стоит привязывать к каким-то временным рамкам. Время, как мы его ощущаем, например, полчаса. существует только на физическом уровне.
Психологический уровень совершенно отличается от этого. Если вы счастливы, оно бежит быстро, если вы несчастны, то оно тянется долго. И совсем другую картину мы видим во снах. Например, мы можем проспать всего 2 минуты, а это будет сном о многих годах нашей жизни.
Карма является законом, относится к самому высшему проявлению времени.
Она пронизывает своим существованием все на свете. Поэтому, чтобы понять ее, нужно не только обращаться к прошлому, но и к будущему, чтобы увидеть там какую-то компенсацию, т.е. равновесие, которое было нарушено. Компенсация также относится к справедливости.
Поэтому мы можем сказать следующее. Рано или поздно справедливость восторжествует. И животные рано или поздно получат свою компенсацию. Может быть благодаря тому, что они достаточно страдали. Возможно, в следующий раз, такие люди, которые доставляли им страдания, добровольно принесут себя в жертву. Возможно, люди, которые вели себя жестоко по отношению к животным, когда-нибудь станут жертвами. Но все это, конечно, не лишено интеллектуального построения, но и достаточно логично, по крайней мере с точки зрения нашего сегодняшнего понимания. Но с точки зрения нашего сегодняшнего понимания мы не можем понять карму во всем ее объеме.
«Ты, кто пытается сегодня понять целиком карму, попробуй сначала сам освободиться от действия этих законов. Это можно сделать только тогда, когда ты сосредоточишь внимание на том, что этим законам не подвластно. Поскольку карма сама является универсальным, всеобщим законом вселенной, нет такой вещи, как неподверженность карме». Вероятно, под неподверженностью карме подразумевается абсолютное бескорыстие. Поступки, которые диктуются мотивами, в которых и следа нет корыстных побуждений. Карма будет существовать, но мы будем ей неподвластны. В этом и заключается один из уроков, который нам преподносит карма.
«Делая что-то, делай это ради действия, но не ради их плодов, пусть плоды действия не будут твоим побуждением, но также избегай приверженности к недеяниям».
Чтобы описать карму, существует много параллелей, символов и метафор.
Чем же является карма, во всяком случае настолько, насколько мы способны ее понять. Например, библейское изречение: «Что посеешь, то и пожнешь». Очень простое, но очень впечатляющее учение приводит Падмапахва: «Если человек говорит и действует исходя из злых побуждений, страдание следует за ним как колесо повозки следует за копытом лошади, которая везет эту повозку, если человек говорит и действует из чистых побуждений, счастье следует за ним неотлучно, как тень».
Это подразумевает движение маятника. Чем больше он отклоняется в одну сторону, тем больше и в другую. Еще одна иллюстрация – третий закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия.
Или например, тяжелый металлический шар на ровной поверхности. Шар неподвижен, пока его не приведет в действие какая-то сила. Если прикладывать силу некоторое время, движение шара будет ускоряться, и он будет двигаться еще какое-то время, после прекращения действия силы. Чтобы остановить его, надо приложить ту же силу, но противоположного действия.
Сначала человек выпивает алкоголь, потом алкоголь «выпивает» человека.
Сила действия равна силе противодействия. Шар иллюстрирует человека.
Наша жизнь – это нить, веревка без начала и конца, ее нельзя порвать. В начале нити бесцветны и крепки, ее трут, она проходит через разные места, трется, меняет цвет. Веревка становится растрепанной. Все нити наделены жизнью подобно нашей нервной системе. И если мы посмотрим их на свету, они золотисты и целы.
Наше будущее формируется нашими поступками как в настоящем, так и в прошлом.
Живи в вечном, тогда карма исчезнет.