24 нояб 2016 16:20

Обход блокировок: как научиться мыслить творчески

Фонтанировать идеями, когда это позарез нужно, получается не всегда. Анна Руссу решила изучить нестандартные способы, которые заставят наш мозг работать.  

Живи Сальвадор Дали в наше время, он бы наверняка мог рассказать нам массу интересных приемов, как выйти за рамки привычного мышления. Ведь, будучи большим оригиналом, вдохновение художник искал тоже необычными способами. Самый знаменитый – трюк с жестяной посудой: Дали садился на диван, клал руку на подлокотник, в руку брал ложку, а на пол ставил железную миску. И начинал засыпать. В какой-то момент рука расслаблялась, ложка с грохотом падала в миску и будила Дали. В этом пограничном состоянии между сном и явью к художнику и приходили самые интересные образы, которые сам он называл гипнотическими.

Другой медитативный подход использовал Леонардо да Винчи. Ученый садился за стол и начинал чертить каракули, проводя в таком состоянии по часу в день. Пока да Винчи «дудлил» (от англ. слова doodle – машинально рисовать), в его голове рождались великие идеи.

Конечно, далеко не каждый из нас способен творить гениальные вещи, как да Винчи или Дали, но профессор в области образования и психологии Р. Кит Сойер считает, что «никто не рождается чрезвычайно креативным. Психологи, изучавшие этот вопрос, открыли, что креативность основана на когнитивных процессах, которые присущи каждому человеку. Креативность – не результат какого-то волшебного участка мозга, который у одних есть, а у других отсутствует. Чтобы фонтанировать идеями, вам нужно много работать. И быть настойчивым». Сойер написал на эту тему целую книгу под названием «Объясняя креативность: наука человеческих инноваций», где подробно объясняет свою точку зрения.

В книге «Мифы о креативности» (The Myths of Creativity) Дэвид Буркус, профессор менеджмента в Университете Орала Робертса, приводит десятки примеров самых популярных, но безуспешных попыток отыскать природу креативности и тем самым доказывает: нестандартное мышление не передается по наследству, им наделен каждый из нас. То есть любой способен если не изобрести шариковый подшипник, то хотя бы придумать оригинальную идею для нового проекта.

Но еще каких-то шестьдесят лет назад, желая найти источник нестандартного мышления, ученые наплевали на завещание Эйнштейна о кремации и спустя семь часов после смерти гения стали изучать внутреннее устройство его головы. Оказалось, что мозг известного физика практически ничем не отличался от мозга футболиста или уснувшего на автобусной остановке бездомного. Что для одних разочарование, для других – шанс.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЕТ

Вопрос «Как стать креативным?» задавал себе и философ Эдвард де Боно, когда помогал компаниям вроде IBM или British Airways обучать персонал. Стоит отметить, что де Боно до сих пор жив и считается выдающимся экспертом в области творческого мышления и автором многих книг. Он объясняет работу мышления следующим образом: большинство людей используют готовые шаблоны для решения задач. Например, если в здании объявили пожарную тревогу – нужно звонить на горячую линию 101. Когда шаблон не срабатывает, человек не пытается найти другой, а ищет решение в рамках существующего или паникует. Такой тип мышления называется вертикальным.

Де Боно считает его неэффективным и предлагает лучшую альтернативу – латеральное (от лат. «боковое») мышление, которое основано на парадоксах и сбоях шаблонов. Воспользовавшись идеей де Боно, музыкант Брайан Ино и художник Питер Шмидт придумали очень странную интересную игру, помогающую вывести мозг из творческого ступора по секретному маршруту.

Суть игры заключается в следующем: у вас есть набор из 120 карточек, на которых написаны необычные советы. Например, «Уберите двусмысленности и превратите их в подробности», «Уважайте свою ошибку как скрытое намерение» или «Используйте старую идею». Фишка в том, что, воспользовавшись подсказкой, два человека могут увидеть совершенно разные решения одной проблемы.

К слову, изначально Ино и Шмидт задумали наборы «Обходных стратегий» как новогодние пожелания для близких друзей. Но со временем игра стала настолько популярной, что была переиздана четыре раза, последний – в 1996 году.

НОЧНОЙ ДОЗОР

Принято считать, что если вы «жаворонок», то выполнять сложную умственную работу следует до полудня. Для «сов» это, наоборот, вторая половина дня, плавно переходящая в ночь. Но недавние исследования, проведенные психологами Марике Вит и Роуз Закс из Мичигана, говорят, что за более креативную работу стоит приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную усталость.

В ходе исследования ученые попросили респондентов решать аналитические и логические примеры. Первые требуют систематического подхода без какого-либо креатива. Во время вторых, наоборот, на вас должно снизойти озарение за пределами очевидного решения. То есть вы отвлекаетесь от заданных условий, «теряете фокус» и находите выход. И вот эта расфокусированность как раз таки свойственна времени суток, когда мы считаем себя недееспособными: «совы» – утром, «жаворонки» – вечером.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Очевидно (хотя не всем), что намеренно доводить свой организм до изнеможения ради новой идеи для, например, рекламного слогана как минимум безрассудно. Но попробовать хотя бы ненадолго выйти за пределы зоны комфорта и сделать то, чего не совершал раньше, – самый безболезненный и верный способ встать на путь творчества. Правда, здесь важно усвоить, что у каждого свой уровень стресса, и на каком-то этапе попытка нестандартно мыслить может обернуться приступом паники.

Еще в 1960-х американский невролог Пол МакЛин сформулировал триединую модель человеческого мозга. Неокортекс отвечает за высшую нервную деятельность, лимбическая система – за эмоции, а мозг рептилии подключается тогда, когда нам что-то угрожает. Именно последняя позволила древнему человеку выжить: в ответ на раздражитель она вынуждала его либо бежать, либо нападать.

В активном состоянии эта зона блокирует все креативные способности. Именно потому человек физически не способен творить, когда находится в условиях сильного стресса или фрустрации. Вспомните об этом, когда в следующий раз в поисках вдохновения возомните из себя опытного руфера.

ИЛЛЮЗИЯ ОБМАНА

До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в черепной коробке грецкий орех и почему бы мозгу не быть идеально круглым. Первые ответы получил нейропсихолог Роджер Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате своих экспериментов он выяснил, что правое и левое полушария работают независимо друг от друга.

За ним последовали и другие ученые, среди которых – Джерри, доказавший, что левое полушарие – вербальное и аналитическое, а правое – образное и вневременное. Позже его работы объяснили случай художника-экспрессиониста Ловиса Коринта, который разучился писать картины, когда в его правом полушарии образовалась опухоль.

На основе этой теории преподаватель искусства и доктор наук Бетти Эдвардс еще в 60-х годах разработала методику правополушарного рисования, которая легла в основу нескольких книг (самая популярная из них – «Раскройте в себе художника»). Ее суть в том, что во время рисования нужно подавить работу левого полушария мозга и дать волю правому. На практике  человек рисует картинки-иллюзии, например, два лица, внимательно всматриваясь в которые вы обнаруживаете, что на самом деле на листе изображена ваза.

Тренируясь, вы проходите уровни от «видения края» до «видения целого» и в конечном итоге научитесь рисовать. Какой вывод? Креативность – всего лишь результат знания методик и работы над собой. Да, придется сделать усилие, а потом можно закатывать глаза и говорить «на меня снизошло».

 

Доп. информация

Прочитано 1510 раз