Несмотря на то, что о миссии и цели Теософского Общества было сделано много заявлений, в частности и Еленой Петровной Блаватской, однако официального заявления так и не прозвучало. В «Ключе к Теософии», в разделе «Отвлеченное и конкретное», стр. 70, Елена Петровна Блаватская пишет: «Теософия - Божественная Природа, видимая и незримая, а её Общество, человеческое по своей природе, пытается дотянуться до своего небесного прародителя». Далее в этом же разделе: «Теософия – безбрежный океан универсальной истины, любви и мудрости, озаряющий своим сиянием Землю, в то время как Теософское Общество – лишь видимый пузырек в этом сиянии». Она старалась помочь нам понять взаимосвязь Теософии, которая божественна, и нашей работы внутри организации, которая формализована. Елена Петровна Блаватская в заключении говорит, что Теософское Общество «было создано, чтобы показать людям, что существует Теософия, и помочь им возвыситься до неё изучением и принятием её вечных истин».
В определенном смысле идеей Теософского Общества, чьей целью является показать существование до некоторых пор неопределенной теософии, является утверждение своей миссии. Однако, для некоторых, кто не основывается полностью на изучении теософских знаний, это утверждение неудовлетворительно.
Немногим более года генеральный совет Теософского Общества, с некоторыми другими членами, был вовлечён в процесс изыскания краткого и понятного изложения миссии Теософского Общества. Подобно сутре в священных текстах, была сделана попытка выразить миссию настолько кратко, компактно и легко для запоминания, чтобы её можно было быстро передать, но и настолько концептуально богатой, чтобы произносящий её раскрывал всё более глубокий смысл.
Выражение миссии, которое было принято для Теософского Общества, состоит из 24 слов (24 – англ. вариант, в настоящем переводе – 17 слов): «Служить человечеству, культивируя всё более глубокое понимание и реализацию Вневременной Мудрости, духовной самотрансформации и единства всей жизни». Далее мы попытаемся расшифровать это предложение. Подобно сутре, каждое из этих слов добавляет нечто значимое.
Служение
Служить – это приоритетное назначение Теософского Общества. Служение часто интерпретируется по-разному, но для наших целей это подразумевает осознанное участие, осознанную сострадательную деятельность, которая связывает нас с другими на путях, которые облегчают страдания. Конечно, наше служение часто бессознательно. Например, простой дыхательный акт даёт растениям углекислый газ, который требуется им для жизни. Растения выдыхают кислород, который требуется для жизни людям и другим формам жизни. Таким образом, в некотором смысле просто дыхание есть служение. Однако, теософская работа должна стать полностью сознательной, осознанной, такой, чтобы наше служение было не случайной активностью, а наполненной осознанием и состраданием.
Человечество
В этом направлении сфокусировано служение? Миссия «служить человечеству». Обычная концепция человечества – это 7 миллиардов отдельных людей, населяющих Землю. Сообщество всех этих людей – то, что обычно называют человечеством. С точки зрения Вневременной Мудрости существует идея божественного человечества. То, что мы подразумеваем под человечеством, не просто смешение семи миллиардов разных людей; это единое существо, во многом такое же, как мы; как индивидуальности, мы состоим из многих жизней, но думаем о себе, как о единице. Когда мы думаем о наших телах, или «Я», о себе как о человеке, если мы будем немного более точны в этом определении, тогда то, что мы называем «Я», есть комбинация деятельности триллионов человеческих клеток, больше триллионов бактерий, живущих на и внутри тела, и невидимое участие каждой сферы сознаний от низших минералов до высших духовных существ. Совместная деятельность всех этих единиц и течений приводит к тому, что мы называем «Я».
Итак, есть человечество, которому мы служим нашими ограниченными средствами. Сознательное служение начинается с признания нашего единства с этим большим Целым, этим большим Я, и с углубленным пониманием того, как мы принимаем участие в нем. Человечество, с другой стороны, является еще нереализованным идеалом. В нашем поведении и современном уровне развития мы еще не полностью человечны. Во многих случаях Елена Петровна Блаватская сравнивала так называемое «человеческое» поведение с поведением животных. На уровне, в котором фокус нашего сознания лежит в сфере желания, эгоизма, разделения, люди становятся «наиболее сознательно и разумно звериными из всех животных» (Елена Петровна Блаватская).
Подлинным же или осознанным человечеством является то, к которому мы стремимся. Истинный человек, как сказано в Станцах Дзиан, имеет в себе «ум, чтобы охватить вселенную», целостный, всеобъемлющий ум. Это еще далекая цель для нас. Когда мы говорим о служении человечеству, оно двоякое. Мы служим коллективному целому, служа отдельным лицам и группам, которые составляют его тело; и мы являемся слугами божественного идеала, установленного внутри нас, своими усилиями укорениться в его всеобъемлющем сознании.
Культивирование (Развивая, взращивая)
Как мы служим человечеству? В мире существует множество организаций, которые ориентированы на служение человечеству: Красный Крест, Врачи без границ, приюты, кухни для бездомных и т. д. Что особенно важно для служения, которое предлагает Теософское Общество? В Утверждении Миссии говорится: «служить человечеству, культивируя все более глубокое понимание и реализацию…». Давайте рассмотрим, что можно понимать под «культивированием». Это особый термин, который обычно относится к садоводам или людям, которые сосредоточены на выращивании или уходе за растениями. Он напрямую связан с естественным миром и с процессами жизни и сознания.
Простая посадка семени в землю не сделает кого-то садовником. Человек, который принимает на себя заботу о растениях, должен глубоко изучать циклы Природы и потенциальность семян. Он должен осознавать потребности и необходимые условия для роста этих живых существ и быть готовым обеспечить эти потребности в надлежащие моменты. Все это связано с процессом культивирования. Теософское Общество существует, чтобы вызвать расцвет глубоко скрытого человеческого потенциала - Божественного Семени. Что это за семя, которое посажено в человечестве, и для взращивания которого существует Теософское Общество? Следующая часть Утверждения Миссии дает указание на это.
Всё более глубокое
Мы здесь для того, чтобы «служить человечеству, культивируя всё более глубокое понимание и реализацию…». «Постоянное углубление» говорит не только о направлении, но и о характере этого процесса. Тот факт, что это культивирование, в которое мы вовлечены, не имеет ограничений, означает, что оно постоянно углубляется. Часто в духовных диалогах мы говорим о «глубинах» и «высотах». В некотором роде глубина и высота являются синонимичными терминами для определенного расширения сознания. Одним словом, «всё более глубокое», возможно, более уместно, потому что идея глубины стремится привлечь наше осознание внутрь, тогда как высота, думается, скорее повышает нашу осведомленность. Углубление – иными словами – означает обратить наше видение внутрь.
Понимание
Мы делаем ошибку в нашем определении значения «понимание», если смешиваем его с понятием «знание». Эти два определения различны как по смыслу, так и по качеству. Знание может существовать при полном отсутствии подлинного понимания. Для людей с глубокими знаниями часто очень характерно не видеть их взаимосвязи с другими вещами, что и есть основа понимания. Такое состояние ума, как понимание, настолько явно, что нам не требуется каких-либо дополнительных доказательств вне наших ежедневных наблюдений. Всё, что нам нужно сделать – посмотреть на новейшую историю научных исследований и открытий в мире – будь то электричество, атомная энергия или биологические вещества. Для понимающего ума каждое открытие сил Природы углубляет распознавание их взаимосвязи с миром вокруг нас, с другими существами, а также с невидимыми сферами.
Чувство взаимосвязи – необходимый компонент понимающего ума. Однако, возьмём пример электричества, - используемое разумом, который сфокусирован только на знании, одно из самых первых применений его было в смертной казни – казнь заключённых на электрическом стуле. Вместо того, чтобы обезглавить или застрелить кого-либо, ограниченный знанием человеческий гений, который сделал возможным использование электричества, использовал его для убийства других человеческих существ. Открытие атомной энергии дало тот же результат, но гораздо более страшный. Вместо убийства отдельных индивидуальностей, её первое применение было в войне и массовом уничтожении человеческих жизней. Знания могут использоваться способами, которые отрицают связь и взаимное родство всей жизни. С другой стороны понимание является восприятием взаимосвязи; это выражение интуиции, или буддхи. Это признание единства.
Реализация
Мы здесь для того, чтобы «служить человечеству, культивируя всё более глубокое понимание и реализацию…». Реализация означает полное осознание, будь то аспект Божественной Мудрости, или, в случае реализованной личности, полное осознание целостного состояния бытия. В определённом смысле, реализация – это неизбежный результат углублённого понимания.
Вневременная Мудрость
В утверждении Миссии уточняется понимание и реализация трёх вещей. Первое – Вневременная Мудрость, иногда определяемая, как Санатана Дхарма, Вечная Мудрость. В теософских кругах мы иногда употребляем «Вневременная Мудрость» и «Древняя Мудрость», используемые синонимично. Однако, хотя два термина тесно связаны, они выражают разные идеи. Древняя Мудрость относится к определённому выражению предания Вневременной Мудрости, как что-то уже существовавшее, что имеет историю.
Греческие и Египетские школы Мистерий с их специфическими божествами и ритуалами, Ведические практики в Индии – это примеры Древней Мудрости – определённые выражения Вневременной Мудрости, подходящие конкретному времени, месту и людям. «Вневременное», по определению, принадлежит прошлому, настоящему и будущему. Это «безкорний корень», от которого происходит всё остальное. В начале нашего нынешнего цикла растущей глобальной взаимосвязи, самое последнее выражение Вневременной Мудрости было представлено с основанием Теософского Общества в 1875 году. В какой-то момент в далеком будущем Теософия, какой нам довелось её узнать, также попадёт в категорию Древней Мудрости - совершенно истинную, вечную по своей природе, но очень специфическую и ограниченную временными рамками с точки зрения её формы выражения. Это постоянно обновляющаяся природа Теософии - Вневременная мудрость.
Духовная самотрансформация
Теософскую работу, которую мы проделываем в качестве личностей, мы описываем, как «духовную самотрансформацию». Это уходит корнями в идею того, что самость – норма разделённой, основанной на индивидуальности, жизни может быть преобразована под воздействием постоянно пребывающего духа, способами, которые делают его явным, то, что Анни Безант описывала, как «Внутренний Свет, сияющий в каждом существе».
Что включает в себя трансформация? Вероятно, процесс проще, чем те пути, которыми мы подходим к нему. Это не вопрос добавления большего количества идей или знаний. Цель знаний, которые мы накапливаем, помочь в устранении многих препятствий, которые были нами же созданы в себе на пути естественного и всепроникающего духовного потока.
Единство всей жизни
Заключительные слова Утверждения Миссии Теософского Общества – это «Единство всей Жизни». «Служить человечеству, культивируя всё более глубокое понимание и реализацию Вневременной Мудрости, духовной самотрансформации и Единства всей Жизни». Утверждение Миссии заканчивается теми словами, которыми начинается работа Теософского Общества. Первой целью Теософского Общества является Братство, которое также может быть выражено как единство. Нет духовности при отсутствии осознания единения или единства. Единство – основа всякого понимания, духовности и даже физического благополучия. Даже на уровне нашей личности нет силы там, где отсутствует единство. Когда мы смотрим на маленького ребенка, в своих первых попытках ходить ребенок терпит неудачу раз за разом. Причиной неудачи является то, что новорожденный организм еще не объединился со своими различными частями. Мускулы рук и ног не полностью находятся под контролем человека. В человеческих отношениях отсутствие единства выражается как раздробление, слабость и болезнь.
В основе всего, что мы соотносим с Теософией, лежит обращение к единству всей жизни. Жизнь вездесуща и обязательно разумна, интеллект выражен в движении. Все в движении - не случайно, но в виде установленных образцов. Лежащий в основе Жизни Разум отпечатывает, переносит себя на материю. Является ли это гравитацией, электромагнетизмом, кармой и реинкарнацией, мы можем говорить о Законах Природы или Законах Вселенной, потому что у нас есть интеллектуальный (ментальный) прообраз жизни, который мы можем воспринимать.
Эта краткая статья была попыткой подчеркнуть некоторые из мыслей и интуитивных прозрений, которые возникают в связи с утверждением Миссии Теософского Общества. Для того, чтобы она стало жизнью для нас, мы должны, каждый из нас, провести свое собственное исследование, в мыслях и спокойном размышлении, позволяя раскрываться для нас его глубине. Как и всё, что истинно теософское в природе, глубины, которые мы можем раскрыть, безграничны.
Тим Бойд, Международный Президент Теософского общества
Перевод Лощининой О.Г.