Когда я впервые встретил Далай-ламу, он ласково потрепал меня по щеке. Само по себе необычно, когда кто-то треплет тебя по щеке, тем более если этот кто-то – человек, которого многие последователи считают живым божеством. Но Далай-лама очень задорный, и ему нравится дразнить журналистов, которые берут у него интервью.
В нынешних обстоятельствах, конечно, такой жест совершенно исключен – мы будем общаться через стерильный интерфейс приложения для видеоконференций. Далай-лама спешно заходит и садится перед камерой, улыбаясь и поправляя бордовое одеяние.
«Половина шестого, – говорит он с усмешкой. Его глаза при этом сверкают. – Рановато, да?» Мы оба смеемся – снова он надо мной подтрунивает.
Я был счастлив, что лидер тибетского буддизма согласился дать мне интервью, но восторг мой немного поутих, когда его секретарь сообщил, что наша беседа назначена на 9 часов утра по индийскому времени. А это ровно 4:30 утра по лондонскому времени, так что мне нужно было добраться до офиса к половине четвертого.
Джеймс Брайант, наш продюсер, взял дело в свои руки. «Хотя для нас нет ничего невозможного, это будет исключением из общей практики», – написал он. Тогда секретарь Его Святейшества любезно согласился перенести интервью на 10:00 утра по индийскому времени.
Итак, в прошлую среду ровно в 5:00 я уже находился у экрана в лондонском офисе Би-би-си, смотря прямой эфир из расположенной на севере Индии Дхарамсалы.
Вид на Маклеод-Гандж, Дхарамсалу, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Getty Images.
Вряд ли можно представить себе больший контраст: я сижу в полутьме среди пустующих столов, в то время как в красивой комнате во дворце в предгорьях Гималаев туда-сюда снуют монахи в шафрановых и бордовых одеждах, подключают провода и настраивают камеры. Все залито струящимся сквозь окна прозрачным светом.
Кажется, что не найти места, которое бы подходило для самоизоляции больше, чем дворец с потрясающим видом на заснеженные горные вершины, и Далай-лама это признает.
«Здесь очень чистая пресная вода и свежий воздух. Здесь я чувствую умиротворение», – говорит Далай-лама и смеется характерным для него заливистым смехом.
Мыслями он с теми, кто страдает и испытывает страх в связи с этой ужасной пандемией, однако, по его словам, многое также радует и вдохновляет. «Многие люди сейчас самоотверженно трудятся ради блага других, и это прекрасно», – говорит Далай-лама с улыбкой.
«Когда мы сталкиваемся с трагическими ситуациями, на первый план выходят такие важные общечеловеческие ценности, как сострадание, – продолжает он. – Обычно люди не задумываются об этом, но, видя страдания своих человеческих братьев и сестер, мы естественным образом проявляем лучшие качества».
На мой вопрос о том, какой совет он бы дал людям, испытывающим страх и беспокойство, Далай-лама отвечает, что очень важно не поддаваться чрезмерной тревоге.
Монах в маске. Маклеод-Гандж, Дхарамсала, Индия. Фото: Getty Images.
«Если есть способ справиться с трудностями, просто прилагайте усилия и не беспокойтесь понапрасну, – объясняет духовный лидер. – Если же трудности преодолеть невозможно, что толку беспокоиться? Ведь беспокойством вы ничего не измените. Просто примите происходящее так же, как люди принимают наступление старости».
Через пару недель Далай-ламе исполнится 85 лет.
«Нет смысла думать, что я слишком стар и в преклонном возрасте не смогу приносить пользу, – продолжает он. – Молодые люди бодры и энергичны, у них острый ум. Им под силу изменить мир к лучшему, но они бывают слишком суетливы и взволнованы». С этими словами он смеется.
«У людей старшего возраста больше опыта, и мы можем делиться им с молодежью. Мы можем научить их сохранять спокойствие», – говорит Далай-лама и вновь весело хохочет.
Фото: Getty Images.
Он считает, что именно молодые люди будут на передовой борьбы с одной из проблем, требующих, по его мнению, безотлагательного решения – экологическим кризисом.
Духовный лидер отмечает, что на протяжении жизни своими глазами видел последствия климатических изменений. Когда он вспоминает свою молодость, кажется, будто на него нахлынули эмоции.
Далай-лама XIV родился в 1935 году в маленькой деревеньке на высокогорных равнинах Тибета. В 1937 году его признали тулку, или перерождением, Далай-ламы XIII.
«Живя в Тибете, я понятия не имел о проблемах окружающей среды. Мы все принимали как должное. В Тибете мы могли пить из любого ручейка».
И только попав из Тибета в Индию и затем путешествуя по миру, он увидел, какой ущерб наносят люди окружающей среде.
«Я прибыл в Дхарамсалу в 1960 году. В ту зиму город накрывали мощные снегопады, но с каждым годом снега становилось все меньше и меньше. Мы должны всерьез озаботиться вопросом глобального потепления», – говорит лидер тибетского буддизма.
Легкий снегопад в предгорьях Гималаев. Маклеод-Гандж, Дхарамсала, Индия. Январь 2017 г. Фото: Getty Images.
Он призывает мир вкладывать больше средств в производство электроэнергии на основе энергии ветра и солнца, чтобы не зависеть от ископаемого топлива.
По его словам, очень важно признать, что никто из нас не живет сам по себе: мы зависим от общества, частью которого являемся. «Неважно, насколько богата ваша семья – без других людей вы не сможете выжить».
«В прошлом люди слишком много внимания уделяли своему континенту, своему народу, своей религии. Сейчас такое мышление устарело. Сейчас нам по-настоящему нужно осознать единство всех семи миллиардов человеческих существ». Далай-лама считает, что это осознание может стать одним из положительных последствий пандемии коронавируса.
Хотя мир незамедлительно признал опасность этого вируса, глобальное потепление представляет собой куда более коварную угрозу, отмечает он, «нарастающую постепенно, десятилетие за десятилетием». Возможно поэтому глобальное потепление кажется не столь безотлагательной проблемой, и вскоре мы можем обнаружить, что ситуация уже вышла из-под контроля.
Этот вопрос связан с другим предметом особого внимания Далай-ламы – образованием. «Миру следует уделять больше внимания тому, как преобразовывать наши эмоции, – говорит он. – И эти знания должны преподавать в рамках образовательной системы, а не религии. Образование должно включать знания о том, что такое покой ума и как его достичь. Это очень важно».
Фото: Getty Images.
И вот наступает самая трудная часть интервью: я хочу обсудить смерть Далай-ламы или, точнее, вопрос о его перерождении. Ведь это касается не только его самого. То, что произойдет после его смерти, определит будущее всего тибетского буддизма и движения за свободу Тибета.
Китай заявил о правах на Тибет и в 1950 году ввел в страну войска, чтобы установить там свой режим. Многие тибетцы отчаянно выступают против китайского вторжения, называя его незаконной оккупацией. Как духовный лидер тибетского народа Далай-лама стал символом оппозиционного движения.
Духовный лидер напоминает мне, что, как он уже говорил ранее, его смерть вполне может положить конец славному институту Далай-лам, или по-тибетски «Великих учителей».
«Этот великий Лама может стать последним», – говорит он, смеясь и указывая себе на грудь.
Он подчеркивает, что вопрос о том, будет ли в дальнейшем существовать институт Далай-лам или нет, предстоит решать буддистам всего Гималайского региона, Тибета и Монголии. Они определят, появился ли на свет тулку Далай-ламы XIV.
Фото: Getty Images.
Это решение может быть сопряжено с большими трудностями. Мальчик, которого нынешний Далай-лама признал перерождением Панчен-ламы, второго по значимости ламы в иерархии тибетского буддизма, был похищен в 1995 году. По традиции именно Панчен-лама возглавлял поиск перерождения Далай-ламы.
Сам Далай-лама признается, что решение, которое будет принято последователями, его совсем не беспокоит. «Я в этом не заинтересован», – произносит он со смехом.
Он лишь надеется, что, когда придет его последний день, доброе имя его по-прежнему будет у людей на устах, а на сердце у него будет спокойно от мысли, что он поспособствовал благополучию человечества.
«Ну что ж, давайте закончим», – говорит он и снова заливается смехом.
На этом наше интервью подходит к концу.
BBC News
Перевод: Инна Балтырева.