Понятие «джхана» в современном буддизме одно из самых противоречивых. Во-первых, существуют различные его трактовки. Во-вторых, не все школы признают пользу джхан, а некоторые направления буддизма, напротив, даже получили своё название как производное от этого термина (Чань-, Дзэн-, Тхиен-, Сон-буддизм соответственно в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее).
Но так или иначе общее, наиболее распространённое мнение таково, что джханы – это нечто чрезвычайно трудно достижимое и высокое. О причинах этого было сказано в статье «Два вида медитации», и сейчас мы не будем останавливаться на «джханах сосредоточения», а сразу перейдём к тому, каким образом практикующий в школе Суттавада встречает на своём пути «джаны безмятежности».
Как понимаются джханы в школе Суттавада
В школе Суттавада джханы – это не степени сосредоточения, а степени успокоения ума и понимания механизма его работы. С каждой джханой наше понимание становится всё более точным. Почему? Речь здесь идёт о практическом понимании, а не теоретическом, то есть о непосредственном наблюдении того, как работает наш ум. По мере успокоения сознания в нём остаётся всё меньше помех и мы, соответственно, можем наблюдать всё более тонкие процессы, которые обычно совершенно нами не замечаются. Именно поэтому каждая последующая джхана – это всё более глубокое понимание механизмов работы ума.
Кроме того, джханы в Суттаваде сами по себе не считаются достижением. Они скорее маркеры, признаки того, что мы в своей практике продвинулись до определённой стадии. При этом появляются эти состояния спонтанно, тогда как мы своей практикой просто создаём условия для их проявления.
Больше всего мне это напоминает вот что: мы продвигаемся от побережья вглубь некой неизведанной земли и на каком-то этапе начинаем видеть, скажем, облака перистой формы. До того их не было. А сейчас мы начали их видеть время от времени. Сам факт, что они появляются, означает, что мы отдалились от побережья, скажем, на 50 км. Далее через какое-то время помимо просто перистых начинают появляться, например, перисто-когтевидные облака. Когда мы их видим, можем сделать вывод, что мы ушли дальше ещё на 30 км. Потом мы замечаем появление просто когтевидных и понимаем, что расстояние до побережья увеличилось ещё на 30 км. И так далее. У нас есть облачный атлас (учение Будды), и по нему мы можем узнавать те или иные облака. Если бы мы не имели такой информации, то ориентироваться нам было бы трудно.
С практикой возникновение каждой предыдущей джханы становится всё более частым, как правило, но не всегда: бывает и так, что некоторые джханы нами как бы минуются и мы сразу переходим к следующей. Тем не менее когда человек становится арахантом, полностью пробужденным существом, джханы становятся полностью подвластны ему. В любой момент он может войти в любую из них.
Описание джхан
Первая джхана
По мере успокоения ума, особенно если мы практикуем Метта-бхавану, в определённый момент мы вдруг ощущаем радость. Это необычная радость. Она пронизывает нас до самого основания, мы словно начинаем светиться в этот момент. Зачастую это переживание сопровождается физическими ощущениями – блаженством, “гусиной кожей”, мы непроизвольно улыбаемся. Ум ясен и свободен от посторонних мыслей. Однако мы в этом состоянии можем говорить и думать вербально. Сами эти слова становятся своего рода священнодействием.
Это – первая джхана. Будда испытал её впервые ещё в детстве, когда сидел под деревом во время праздника. Она является вратами ко всем остальным. В Метта-бхаване первую джхану можно ощутить очень легко, и именно поэтому эта практика оказывается намного более эффективна, чем, скажем, Анапанасати. То, что в Анапанасати достигается за недели, в Метта-бхаване достигается за считанные дни.
Вторая джхана
Через какое-то время радость успокаивается. Она остаётся, но становится спокойной и прозрачной. Блаженство тоже утихает, перестаёт отвлекать. Здесь мы уже не можем говорить и думать в словах так, чтобы не нарушить это состояние. Слова становятся слишком грубы. Ум ясен и нерассеян.
Третья джхана
Далее радость тоже полностью сходит на нет, остаётся лишь кристально-ясная осознанность, внутренний покой. Наше тело становится совершенно спокойным, мы можем сохранять полную неподвижность без малейших усилий. Фактически, тело вообще перестаёт напоминать о себе. Настолько, что отдельные части тела кажутся исчезнувшими, если ими не пошевелить.
Четвёртая джхана
Покой и расслабленность углубляются настолько, что какие-либо ощущения, связанные с телом, совершенно исчезают. Зачастую появляются ощущения невесомости. Субъективно, тела у нас в этот момент как бы нет. Пока мы не пошевелимся или кто-то не дотронется до нас, на том месте, где мы обычно ощущаем тело, для нас ничего нет.
Будда говорит лишь о четырёх джханах. Остальные четыре состояния называются «местами», «сферами» или «стоянками» (в зависимости от перевода). Однако иногда их тоже для удобства называют джханами, с пятой по восьмую соответственно. Если четыре первые относятся к рупа-джханам («рупа» – форма, тело, физический мир), поскольку здесь мы ещё сохраняем некоторый контакт с физическим телом и миром и можем испытать их прямо в ходе повседневной деятельности, то здесь этот контакт прерывается, и последующие четыре джханы, или «места», относятся к арупа-джханам (джханам отсутствия формы, тела, физического мира).
Место Бесконечного Пространства
Пребывая в четвёртой джхане, через какое-то время восприятие окружающего мира тоже совершенно угасает и мы, субъективно, оказываемся как бы висящими в бесконечном пространстве. Пусть даже это восприятие появится лишь на мгновение, это всё равно будет означать, что мы попали в Место Бесконечного Пространства, или пятую джхану. Иногда это восприятие бывает настолько явственным и резким, что с непривычки мы можем даже испугаться и дёрнуться. Тогда оно тут же исчезнет.
Место Бесконечного Сознания
Это общепринятый перевод, но из самого названия трудно понять, о чём идёт речь. Пребывая в четвёртой джхане, мы постепенно начинаем созерцать феномены ума как таковые – мысли, эмоции и другие движения ума предстают перед нами уже не «изнутри», а как некие сторонние «объекты». И тут мы делаем для себя сразу несколько открытий:
- Поток этих явлений кажется бесконечным и непрерывным. И это дурная бесконечность. Непрерывное мелькание начинает утомлять, тем более что от него невозможно куда-либо деться.
- Время от времени мы сталкиваемся со своего рода замиранием этого потока, когда явления уже, кажется, не возникают, но сознание есть.
- Соответственно, сознание воспринимается как своего рода бескачественное пространство, содержащее вышеупомянутые явления (или не содержащее их).
Всё это приводит к ряду изменений в сознании (которые, впрочем, зачастую могут оказаться на тот момент незамеченными). Поскольку сознание познаётся как бескачественное и неиндивидуализированное, открывая глаза после медитации, мы начинаем всё вокруг видеть как проявления всё того же сознания. Это порождает в нас ощущение своеобразной «родственности», единости со всем сущим. Бытие приобретает Один Вкус. Именно это ощущение и называется Брахмавихарой Мудита – Со-Радованием. Реализация Мудиты связана с “шестой джханой”.
Кроме того, мы на своём опыте познаём Три Характеристики Бытия в самом фундаментальном их смысле. Аничча – мимолётность – познаётся как непрерывная смена феноменов ума. Дуккха – как утомительность этого мелькания. Анатта – как осознание того, что всё это – бескачественно, неличностно.
Место Отсутствия Всего
Зачастую переводится как Сфера Ничто, что, опять же, не очень понятно. Речь здесь идёт о том, что замирания-разрывы в потоке феноменов ума, расширяясь, постепенно приводят к периодам их полного отсутствия (при бодрствующем сознании). Это очень, очень и очень глубокое внутреннее безмолвие. Именно это и есть седьмая джхана, или Место Отсутствия Всего. Отсутствия чего, собственно? Отсутствия феноменов ума.
Место Ни Восприятия, Ни Не-Восприятия
Пребывая в этом безмолвии, мы начинаем ощущать, что всё ещё есть некое очень тонкое, самое фундаментальное напряжение, которое необходимо отпустить. Но отпустить его не получается, поскольку любое сознательное усилие лишь укрепляет его. В итоге мы в какой-то момент совсем расслабляемся, отпускаем самое себя, отпускаем поводья. Неведомым образом это напряжение уходит как бы само, восприятие сворачивается в линию или точку и мы словно выпадаем из бытия на тот или иной промежуток времени. Это очень похоже на засыпание. Но разница в том, что засыпание отмечено сонливостью и тяжестью ума до момента «отключения» и после него. Здесь же наше сознание сохраняет совершенное бодрствование, совершенную ясность и покой. То, что имело место такое вот выпадение, мы если и понимаем, то лишь постфактум. Иногда мы вспоминаем, что «там» имели место некие картинки. Если так – нужно применить к этим картинкам 6Р. Такие периоды могут длиться поначалу считанные секунды, затем – минуты и вплоть до часов.
Важность джхан
Путь Будды не заканчивается достижением Места Ни Восприятия, Ни Не-Восприятия. Более того, ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что само по себе появление джхан – это лишь признак, маркер определённой степени успокоения ума. Признак того, что ум МОЖЕТ воспринимать определённые тонкие элементы Зависимого Возникновения. Но вот БУДЕТ ли он их воспринимать, будет ли он направлен к ним – это совсем не факт. Вполне можно представить себе некий мистический путь, в котором человек тоже идёт через успокоение/расслабление ума, достигает «восьмой джханы» или чего-то подобного – и… что дальше? Главное открытие Будды было отнюдь не в джханах успокоения как таковых, а в том, что он, пребывая в соответствующей степени утончённости ума, смог отследить весь процесс Зависимого Возникновения.
Джханы в суттах
Описания джхан приведены, в частности, в таких суттах, как Анупада сутта (МН 111), Кайягатасати сутта (МН 119)