21 янв 2020 19:29

Аюрведа - исскуство жизни 5

Оцените
(0 голосов)
Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы, древняя мудрость здоровья и исцеления.

Родоначальником Санкхьи считается индийский философ Капила. Но при этом, все понятия, которые он использовал, в то время уже были известны из устной традиции индуизма. Его книги помогли систематизировать и оформить в единую концепцию, все те  знания, которые до него были разрозненны и перемешаны с буддистскими толкованиями и комментариями.
В этом блоге, при рассмотрении научных аспектов Аюрведы, будут использованы материалы из таких книг:
«Два цветка на древе медицины» Э.Ю.Кушниренко ( Д.Ц.);
«Домашние средства Аюрведы» Васант Лад (Д.С.А).
Их авторы замечательно рассмотрели и объяснили суть аюрведической медицины, но при этом, конечно, нужно всегда помнить, что это только их понимание и в непонятных и спорных случаях, стоит предпринять усилия для поиска дополнительных сведений в первоисточниках (Ведах) или в других, авторитетных для вас комментариях.
Также, наличие двух точек зрения, уже позволяет получить более объёмное, расширенное понимание о предмете, и помогает отсеять гипотетические идеи от подтверждённых, присущих обеим авторам.
« Мир Санкхьи удивителен. В нем десятки миллиардов лет длится День Брамы, а затем он сменяется Ночью Брамы. Днем миры проявляются, развиваются и по прошествии миллиардов лет, с наступлением Ночи, снова растворяются в бесконечном пространстве. Но и Ночь Брамы кончается, и Вселенные появляются вновь; и снова под солнцами свершается великая драма жизни богов, людей и других живых существ...
Можно сказать, что Санкхья — сублимация воззрений, рассеянных в Ригведе. Вот как описывается в "Космогоническом гимне" Ригведы Ночь Брамы — непостижимого и вечного начала Вселенной.
«По своему закону дышало Нечто Одно,
 И не было ничего другого, кроме Него».
А вот "Махабхарата", книга "Мокшадхарма" ("Основы освобождения"):
«Безначальное, нерожденное, дивное, нестареющее,
 постоянное, не приходит Брахмо
 Оно изначала пребывает, непознаваемое, непроницаемое».

Это великая космическая ночь, Ночь Брамы, Пралайя, отдых Вселенной. Нет существования, нет времени, нет пространства. Пребывает только непостижимое Единое. Однажды по своему закону Оно пробуждается, и начинается великое таинство проявления миров — День Брамы.
Современная космология утверждает, что наша Вселенная существует уже 10 — 12 миллиардов лет, причем окончательно неясно — расширяется ли она постоянно» как это происходит в настоящее время, или периоды расширения сменяются в ней периодами сжатия.
По представлениям древних Риши Дни и Ночи Брамы длятся около 25-ти миллиардов лет. Этот период называется Манвантарой, и до нашей манвантары было множество других... Иными словами, древние Риши придерживались теории периодически возникающей, пульсирующей Вселенной.
Для древних была характерна мысль о цикличности времени: каждый новый год, каждый новый день подобен великому процессу —Дням и Ночам Брамы. Каждый день Земли как бы подобен всему году: полночь — словно зима, полдень —- словно лето...
В Санкхье, где схема Космоса составляется по аналогии со схемой человеческого я, человек, как микрокосм, аналогичен макрокосму (Вселенной) и потому повторяет его циклическую эволюцию изо дня в день, из года в год от рождения до смерти, от воплощения к воплощению. Когда он просыпается, первым пробуждается его сознание, когда он засыпает — оно уходит последним. И так же —- в каждом начале Дня Брамы, и так же — в начале каждой Его Ночи. И как в состоянии сна без сновидений я присутствует, но не воспринимает мир, так же и в Пралайе...»(Д.Ц.)

«Согласно Аюрведе, источником всего сущего является универсальное Космическое Сознание, которое проявляется в виде мужской и женской энергии. Пуруша, мужская энергия, — это безразличное и пассивное чистое осознавание. Пракрити, женская энергия, — это активное различающее сознание. И Пуруша, и Пракрити находятся вне времени и являются вечными и неизмеримыми. Эти две энергии присутствуют во всех живых организмах, в каждом мужчине и каждой женщине, равно как и во всех неодушевленных объектах.
Пуруша не имеет формы, он за пределами любых качеств. Будучи не проявленным чистым бытием, вне причины и следствия, пространства и времени, Пуруша не принимает активного участия в творении и остается молчаливым свидетелем.
Пракрити, которая обладает формой, цветом и отличительными свойствами, является божественной творческой волей, исполняющей танец творения. Пракрити — это Одно, которое становится многим. Пуруша — это любовник, а Пракрити — его возлюбленная. Творение этой Вселенной происходит из их любви. Вся природа — их дитя, рожденное из чрева Пракрити, Божественной Матери.
Первым в последовательности проявления природы из Пракрити является Махат — разум, или космический порядок. (Его аналог в человеческих существах называют буддхи — интеллект.) Следующей идет ахамкара, или эго, чувство самотождественности — центр нашего сознания, из него мы мыслим, действуем и реагируем. Ахамкара выражает себя в трех универсальных качествах (гунах):
Саттва — устойчивость, чистота, бдительность, сущность, ясность и свет.
Раджас — динамическое движение, обусловливающее ощущения, чувства и эмоции.
Тамас — тенденция к инертности, тьме, неведению и тяжести. Тамас ответствен за глубокий сон и периоды замешательства. Он также ведет к созданию материи.
Из Саттвы рождаются ум, пять чувств и соответствующие им органы (уши — чтобы слышать, кожа — чтобы воспринимать прикосновения, глаза — чтобы видеть, язык — чтобы воспринимать вкус и нос — чтобы обонять), а также пять органов деятельности: рот (чтобы говорить), руки, ноги, репродуктивные органы и органы выделения.
Раджас служит активным началом движения как органов чувств, так и органов деятельности.
Тамас дает начало пяти элементам, образующим основу материального мира —эфиру, воздуху, огню, воде и земле.
Человек — творение Космического Сознания — рассматривается как микрокосм Вселенной, макрокосма. Все, что есть во Вселенной, присутствует и в человеческих существах. Человек является миниатюрной копией природы». (Д.С.А.)

«Единое, непознаваемое и вечное начало Вселенной индусы называют Брахмо, Брамой, Атманом; в упанишадах о Нем говорили, что Он есть Знание — Бытие — Блаженство; говорили, что в начале Дня Он, Единый, непостижимым образом превращается в два начала — Дух и материю... Различные системы индийской философии решали этот вопрос по-разному.
Санкхья начинала рассмотрение мироздания с того момента, когда в просыпающейся Вселенной существовало не одно, а уже два начала: вечная безначальная Природа (Пракрити), еще совершенно не проявленная, а существующая только как бы в потенции, как абсолютный объект для грядущих метаморфоз; и вечный безначальный Атман — абсолютное сознание, (которого в Санкхье чаще называли Пуруша — -'горожанин", подчеркивая тем отличие его от "города" — материальной основы мира), И Санкхья и Йога признавали, что "Пракрити и Пуруша имеют единое начало, непроизводны и независимы", это "противоположности в пределах Целого", "различные аспекты Единой, вечной энергии Духа", но таинство появления двух из одного, особенности превращения Единого в двойственность, их не занимали.
Атман (он же Пуруша) даёт Пракрити первый толчок к проявлению, а затем он только познает проявленный мир, присутствуя во всех проявленных объектах. Он абсолютный субъект познания. Пуруша, по представлениям Санкхьи, только свидетель, только зритель разворачивания и сворачивания миров.
Качества Пракрити-гуны.
О первоначальной природе Пракрити до миропроявления Санкхья говорит, что она еще не материя, а только возможность, потенция материального мира. Она обладает тремя вечными качествами — Гунами. (Буквальный перевод слова гуна — "качество".) Гуны — это формы Пракрити, причем в состоянии непроявленности они находятся таком точном соответствии, таком динамическом равновесии, что ни одна из них не может преодолеть другие, ни одна не преобладает, и поэтому до тех пор, пока Пуруша не нарушает этого устойчивого напряжения гун, Пракрити не может проявиться.
Гуны называются саттва, раджас и тамас.
Тамас есть качество инертности, плотности, тяжести. Тамасом обусловлена материальность проявленного мира, он оказывает сопротивление любой силе, любому изменению, в нем преобладает тенденция к непроявлению.
Саттва есть качество восприимчивости, прозрачности, легкости, ясности Саттвой обусловлена тенденция к проявлению, и на каждом этапе эволюции Пракрити в саттве содержится вся полнота возможностей, стремление принять совершенную форму.
Раджас — это действующая сила, с ним связаны активность, подвижность, способность к действию и трансформации. Именно раджас осуществляет любое изменение, любую реализацию идеальных саттвичных качеств в реальные тамасические, и он же осуществляет обратное изменение, сообщая инертному, материальному объекту саттвичные свойства восприимчивости или легкости.
В человеке гуны особенно видны в его эмоциональных проявлениях:

Мрак присущ гуне тамас, она известна как заблужденье, лень, тяжесть.
Признак ее — беззаконие, постоянно присущее злодеям.
Деятельность по сути вызывается гуной раджас,
Раджас причиняет изменения*.
Ясность во всех существах, благочестие, легкость —
Таков образ саттвы. Легкость с праведностью схожа.
("Махабхарата", книга XIV, "Анугита*).
Как только начинается контакт Пуруши и Пракрити — равновесие гун нарушается. Пуруша дает толчок к проявлению Пракрити и становится далее свидетелем всех ее манифестаций. Если до первого взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити гуны точно соответствовали друг другу и находились в состоянии напряжения, переходя друг в друга, то после взаимодействия с Пурушей это деятельное равновесие гун необратимо исчезает, и Пракрити начинает переходить в проявленное состояние.
Санкхья подчеркивает, что о гунах нельзя говорить по отдельности, они всегда присутствуют все три. Ткань мира словно соткана из нитей, "скрученных из трех прядей". Меняется соотношение между Гунами в различных объектах, в одних преобладает гуна тамас, в других — гуна раджас или саттва, но они всегда присутствуют все вместе, "переходя друг в друга, постоянно друг друга вытесняя..." ("Анугита").
После первого "толчка" Пракрити развивается по своим законам, подобно тому, как образуется облако и проливается дождем, если воздух вдруг станет холодный. И подобно тому, как переливы ткани зависят от цветов нитей и их толщины, так и качества проявляющейся материи зависят от соотношения гун. Сперва эта ткань мира светла и про зрачна, но постепенно она темнеет и грубеет. Санкхья выделяет несколько ступеней, несколько этапов миропроявления.
На исходе Великой Ночи Брамы первым образуется Всеобщее сознание — Махат (Великий), его считают еще Душой Мира, Владыкой, Творцом... Он — первое дитя пробуждающегося Мира. (Подобно этому, считают последователи Санкхьи, при пробуждении человека после глубокого сна, первым включается его сознание — буддхи, индивидуальное сознание, отражение всеобщего Махата в единичном — солнце, отраженное в капле воды.)
После появления Махата каждая из трех гун проявляется по-своему, сообщая рождающемуся миру свои особые качества.
Гуна тамас способствует уплотнению материи, в аспекте гуны тамас миры, проявляясь, становятся все более материальными, тяжелыми, грубыми. Благодаря гуне тамас в мире существуют стихии — пространство, воздух, огонь, вода, земля.
Гуна саттва проявляется в материи, как способность к восприятию. Это способность вещества реагировать на другие вещества и силы, это способность живой системы воспринимать движение, звук, свет, тяжесть. Благодаря гуне саттва в мире существует сознание.
Гуна раджас проявляется, как сила, как энергия, она участвует как в процессе уплотнения вместе с гуной тамас, так и в процессе восприятия, вместе с гуной саттва. Благодаря гуне раджас в мире существует способность к действию.
По сути, для описания развития Вселенной используется только три параметра: раджас, тамас и саттва — энергия, материя и способность вещества реагировать на другое вещество, меняя свои свойства и трансформируясь.
Все, что проявляется во Вселенной, состоит из пяти стихий: пространства, воздуха, огня, воды и земли. Приобретая различные качества, содержа в себе гуны в различных пропорциях, они составляют все разнообразие мира. И человек, и растения — все живое и не живое — состоит из пяти стихий или их комбинаций, и все содержит в той или иной мере способность действовать и способность сознавать
Взаимодействие Пуруши и Пракрити.
Итак, первый этап проявления мира, первое появление Пракрити во вновь просыпающейся Вселенной — Великий Разум, Махат.
Санкхья считает, что Пуруша как бы пронизывает это первое сгущение материи, отнюдь не смешиваясь с ней. Это подобно солнечному свету, пронизывающему разреженный и чистейший воздух. Свет рассеивается в нем, создавая иллюзию небосвода, не переставая при этом быть светом, и не превращаясь в воздух.
Так и Пуруша словно освещает Махат, но он вовсе не смешивается с ним. Он отделен от Пракрити, он имеет иную природу, и все ошибки и заблуждения в мире связаны с тем, что Пуруша считает себя несвободным. Сознание, разум — это только инструменты, они — продукты деятельности Пракрити, с помощью которых Пуруша познает мир. Но великая иллюзия, великое наваждение Земли — Майя — состоит в том, что Он, вечно свободный, вечно познающий, абсолютно сознательный отождествляет себя с инструментами познания, бессознательными продуктами Пракрити, и думает, что Он — несвободен.
В упанишадах неоднократно обсуждается этот вопрос. Изначальная отделенность Пуруши от Пракрити сравнивается, например, с раствором соли в воде. Соль можно выделить из воды, заморозив или испарив ее, соль — не вода, но в растворе их невозможно разделить. В некоторых упанишадах Пурушу сравнивают с зародышем в зерне, но везде оговаривают, что это только сравнение, что Пуруша лишен качеств и не имеет образа.
 Качество и образ — Принадлежат Пракрити.
В Махате, Великом Всеобщем разуме, преобладает качество саттвы. Все системы йоги отмечали, что достижение высших состояний сознания у человека, уподобление его разума Высшему Разуму, возможно только после воспитания у человека саттвичных качеств — ясности, беспристрастности, терпения, благожелательности...

Для чего же разворачиваются миры, почему Пуруша попадает в сети великой иллюзии связанности и несвободы, и вновь выскальзывает из них? Для чего эти вселенные, для чего жизнь, для чего вновь и вновь страдания рождений, смерти, освобождения, если он изначально свободен?
Санкхья не дает ответа на этот вопрос, она только констатирует
— это Раша-лила, божественная игра...Мы не постигаем, говорит она, ради каких целей разворачиваются миры, но мы знаем, что высшее в нас — свободно».(Д.Ц.)

 

Доп. информация

Прочитано 886 раз