26 фев 2019 14:19

Откройте аюрведу

Аюрведа – древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка – санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание).

Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами – риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды – составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед – Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" – это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия – и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё – существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это – внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания – оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение. Первое – это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость – эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе – это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха – пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это – раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Плотный элемент
Тонкий элемент
Орган чувства
Моторный орган
Функция

Пространство
Звук
Уши
Голосовые связки
Голосовое общение

Воздух
Прикосновение
Кожа
Руки
Действия рук

Огонь
Зрение
Глаза
Ноги
Ходьба

Вода
Вкус
Язык
Гениталии
Произведение потомства

Земля
Запах
Нос
Анус
Экскреция

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения – которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего – всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы – первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа – это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий – ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий – саттвы, раджаса и тамаса.

Божество медицины в индуизме – Господь Дханвантари

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

История аюрведы

Аюрведа гордится своей долгой историей, уходя корнями к ведическим временам более чем на пять тысяч лет назад. Никакая другая область науки не сохранила столь древние тексты, которые до сих пор используются в аюрведе.

Аюрведа упомянута в Ведах, упанишадах, Махабхарате, пуранах, тантрах и йога-шастрах. Она практиковалась и практикуется буддистами, джайнами, сикхами и индуистами и формирует базис тибетской медицины. Многие современные мастера, такие как Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, Парамахамса Йогананда и другие, с уважением отзывались об аюрведе и рекомендовали ее изучение своим ученикам.

В странах древности (таких как Месопотамия и Египет) искусство исцеления болезней было прерогативой священнослужителей. Хотя священнослужители и жрецы, действительно, исцеляли тело, их основной обязанностью оставалась духовная работа с болезнью, поскольку религиозно-медицинская практика находилась во власти строгих религиозных установок. С этой точки зрения лечение физического тела всегда было следствием исцеления духа.

Вот возможные причины болезней, которые указывались жрецами: (a) наказание богов за совершенные грехи; (б) попадание под власть злого духа; (в) околдовывание, порча, сглаз. Древнейший текст Атхарваведы указывает необходимые мантры и заклинания, действенные в описанных выше случаях.

Подобно тому, как западная медицина основывается на традиции Гиппократа, аюрведическая доктрина является звеном древней цепи преемственности. Последователи традиции считают, что сам высший творец Брахма вдохновил мудрецов на составление Вед, частью которых является аюрведа. Поэтому ведические писания расцениваются как вечный источник знания. Таким образом, аюрведические писания – самые древние известные людям медицинские источники. Важнейший акцент ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо человечества.

Священные тексты индуизма

Шрути
(основные тексты)

Смрити
(дополнительные тексты)

"Ригведа"

Дхарма-шастры –
"Законы Ману", "Законы Яджнявалкьи"

"Самаведа"

Пураны

"Яджурведа"

Агамы, или тантры

"Атхарваведа"

Веданги, упаведы

"Бхагавад-гита"
(часть эпоса "Махабхарата")

Нибханды

Эпические сказания –
"Рамаяна", "Трипура Рахасья",
"Махабхарата", "Шримад Бхагаватам"

Даршаны

Вот имена знаменитых учителей аюрведы: Чарака, Сушрута, Вагбхата, Атри. Вместе с интенсивным изучением биологии и ботаники эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики. Аюрведа ориентирована на поиск баланса и гармонии человека и мира, в котором он живет. Основополагающий принцип аюрведы – профилактика важнее лечения.

Древние мудрецы и провидцы считали здоровье неотъемлемой частью духовной жизни. Считается, что они обрели аюрведические знания в результате интуитивных прозрений, глубочайших медитаций и посредством божественного откровения. Искусство и наука исцеления, профилактика болезней, знание о продлении жизни и хирургии было дано им свыше. Затем это знание долгое время передавалось через устную традицию, перекликаясь с другими аспектами повседневной жизни и духовности. В "Чарака самхите" говорится: "Так как жизнь была всегда, то живые существа всегда обладали знанием о ней и о методах исцеления" ("Сутрастхана", 1:40).

Дханурведа (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество и эстетика), Стхапатьяведа (архитектура) и Аюрведа (медицина) – это четыре упаведы, или дополнения к Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе соответственно. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти изложение концепции трёх дош, учение о семи дхату, пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения из под влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе – 81, в Атхарваведе – 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических текстах. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью пиявок.

Божество медицины в индуизме - Господь Дханвантари

Издревле аюрведа применялась вместе с ведической астрологией, джьотиша-шастрой ("джьотиш" – "внутренний свет"). Среди 10572 гимнов "Ригведы" некоторые посвящены обсуждениям трех дош (вате, питте и капхе), пересадке органов и имплантантам; многие гимны упоминают об использование трав в медицинских целях. В "Ригведе" говорится о профессии лекаря (бхиджака) ("К Соме", IX:112).

Из 5977 гимнов "Атхарваведы" многие посвящены анатомии, физиологии и хирургии, поэтому многие исследователи сходятся на том, что "Атхарваведу" в определенной степени можно считать одним из первых известных нам источников аюрведического знания. Заклинания "Атхарваведы" применялись для обретения успеха в земледелии, ремеслах, хорошем потомстве, здоровье и материальном благополучии. Важная часть "Атхарваведы" – заклинания, направленные на исцеление. Аюрведические тексты древней Индии переполнены описаниями воздействия на тонкую энергетику человека и советами, как наиболее эффективно победить демонов болезни.

Примерно в 1500 г. до н. э. аюрведа была разбита на восемь отдельных отраслей знания. В то время выделялись две главные школы аюрведы: атрейя (школа врачей) и дханвантари (школа хирургов). Эти две школы сделали аюрведу более доступной с научной точки зрения и поддающейся классификации медицинской системой.

Люди со всей земли стали приезжать в Индию, чтобы учиться искусству повышения качества жизни. Китайцы, тибетцы, греки, египтяне, персы и другие изучали древнюю мудрость и "экспортировали" ее в собственные страны.

Называются два основных мастера аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени: Чарака и Сушрута. Их труды – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита".

Третий главный трактат по аюрведе называется "Аштанга хридайя", который является краткой версией работ Чараки и Сушруты. Чарака представлял атрейю – школу врачей. Он занимался физиологией, анатомией, этиологией, патогенезом, диагностикой, методологией заболеваний, лечением, вопросами продления жизни. Особое внимание Чарака обращал на внутренние и внешние причины болезни. Он утверждал, что главная причина болезни – потеря веры в божественное. Другими словами, когда человек не сознает Бога внутри себя и во всех вещах, окружающих его, создается вакуум, который заполняется тоской или страданием. Это страдание – начало духовной, умственной и физической болезни. Профилактика заболевания учитывает время дня, сезоны, режим питания и образ жизни. Существует целая отрасль аюрведы, обсуждающая лекарственные аспекты трав, пищи и процесс старения организма.

Сушрута, представитель школы хирургов дханвантари, в своем труде детализирует сложное хирургическое оборудование, дает классификацию нарывов, ожогов, переломов, ран, ампутаций, пластической хирургии, анально-ректальной хирургии. У него можно найти подробное обсуждение анатомии человека. Внимание Сушруты направляется на кости, узлы, нервы, сердце, кровеносные сосуды, систему кровообращения и так далее. Справедливость и удивительная точность его хирургических методов подтверждается современными сложными медицинскими приборами. Из "Сушрута самхиты" можно подробно узнать также о науке массажа, используя мармы (жизненно важные точки); это знание перекликается с китайской акупунктурой.

Древняя мудрость аюрведы – часть духовной традиции санатаны дхармы (универсальной религии).

Аюрведа – традиционная индийская система исцеления. Этой дисциплине более 5000 лет. Как уже отмечалось выше, сам термин "аюрведа" – санскритское слово, которое буквально переводится как "наука жизни" или "практика долголетия". Синонимы понятия "айю" ("жизнь"):

    Дхари (так как в течение жизни поддерживаются [дхарана] все физические качества тела)
    Дживита (так как совершается жизнедеятельность)
    Нитьяга (так как процесс жизни постоянен)
    Анубандха (так как жизнь возможна в случае комбинации [бандхана] сукшма и стхула шариры)

     В "Чарака-сутре" (1.41) дана следующая классификация жизни:

    Сукха айю (здоровая жизнь)
    Дукха айю (жизнь в болезни)
    Хита айю (жизнь, посвященная служению обществу)
    Ахита айю (жизнь, посвященная разрушительной деятельности)

Аюрведа задумывалась и развивалась святыми провидцами (риши) и посвященными в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов, обсуждений и медитаций. На протяжении тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику; и только примерно в V-VI столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тексты на санскрите. Аюрведа, в основном, процветала и развивалась в Индии и юго-восточной Азии.

Аюрведическим принципам здоровой жизни следовали и в доведийском периоде. В "Ригведе" и "Атхарваведе" (примерно 5000 лет до н. э.) содержатся рекомендации относительно поддержания здоровья и лечения различных заболеваний. Медицинские руководства были написаны такими мастерами, как Чарака, Сушрута и Вагбхата, давшими детальное описание различных методов исцеления (см. "Чарака самхита", "Сушрута самхита"; они использовались в учебном процессе университетов Такшашилы и Наланды). Чарака составил список 50000 растительных средств.

Согласно индийской мифологии наука жизни была сначала изложена Брахмой, Творцом, в "Брахма самхите". По версии "Чарака самхиты", когда на земле воцарились болезни, препятствующие исполнению дхармы, 50 риши (Васиштха, Нарада, Ангирас, Агастья, Бхригу, Маркандейя, Кашьяпа и другие) собрались вместе и послали Бхарадваджу к дэвам (богам), чтобы обрести необходимое для победы над болезнью знание. Бхарадвадж изучал аюрведу под руководством Индры, царя дэв, а затем вернулся на землю, чтобы распространить полученное знание. Он преподал его нескольким мудрецам, а те, в свою очередь, передали священное знание далее. Аюрведические принципы жизни, методы и практические указания были, в конце концов, записаны в трактатах Чараки и Сушруты.

Аюрведа подчеркивает важность предотвращения развития болезни, омоложения систем организма и увеличения продолжительности жизни. Глубокий смысл изучения аюрведы заключается не только в том, что с ее помощью мы можем предотвращать развитие болезней, но также можем научиться лучше понимать самих себя и свое место в этом мире, а также жить в гармонии с Космосом и достичь духовного просветления.

К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.

Основные принципы аюрведы и западной медицины

Характеристики

Аюрведа

Западная медицина

Основа. Древняя теория, которая осталась неизменной на протяжении 5000 лет.
Древняя теория + данные последних научных открытий, постепенно замещающие теоретические выкладки.

Количество первоэлементов - 5
92

Основа физиологии. Комбинация 5 элементов, разнесенных по 3 дошам
Генетические коды

Причина болезни
Нарушение равновесия дош
Атака вирусов или нехватка определенных веществ в организме.

Лечение
Зависит от способа восстановления равновесия дош.
Нейтрализация действия вирусов, насыщение организма витаминами.

Контроль болезни
Агни (огонь)
Иммунная система

Процесс мышления
Агни (огонь)

Электрохимические процессы
Энергетические каналы
13
не определяются

Количество тканей
7
25
разделены на 4 подгруппы

Процесс пищеварения
Агни (огонь), присутствующий в теле и уме.
Пищеварительная система.

Развитие тканей
Эволюция: от простейшей к самой сложной. Каждый последующий тип ткани сформирован на основе предыдущей.
Все ткани сформированы на основе 4 основных типов клеток, каждый из которых способен формировать различные формы тканей.

Аюрведа в ведическую эпоху

В священных писаниях Индии запечатлено множество историй, показывающих, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса (лечение армии), или чикитса (лечение). В "Ригведе" можно обнаружить много примеров, когда Ашвини-кумары, целители богов, выполняли потрясающие хирургические операции, предвосхищая достижения современной вибрационной и квантовой медицины.

"Атхарваведа", "Каушиксутра", "Рамаяна", "Махабхарата" и "Харшабхари" содержат подробные описания оснащения полевых врачей.

В "Артхашастре" Каутильи приводится обсуждение докторов, обладающих янтрами (оборудованием), шастрами (инструментами), агадой (ядом), аушадхой (лекарствами), снехой (любовью), вастрой (одеждой), паничаракой / паричарикой (медсестрами).

В ведическую эпоху уделялось большое внимание и лечению животных. Корова почиталась как священное животное; коров дарили, давали в качестве приданого, отдавали за долги. Ветеринария дала начало многим побочным отраслям ведического знания: гаджаюрведа, ашваюрведа, гаваюрведа.

 Аюрведа делилась на три области:

    Манава-аюрведа – лечение людей
    Пашу-аюрведа – ветеринария
    Врикшу-аюрведа – лечение растений

    Буддизм и аюрведа

Буддизм укрепился в Индии с 323 г. до н. э. по 642 г. н. э. Известный мудрец буддизма махаяны Нагарджуна написал комментарий к аюрведическим трудам и много сделал для того, чтобы донести эту науку по возможности, до всех людей. На улицах выращивались лекарственные растения, строились аюрведические больницы и университеты. Была проведена систематизация аюрведических методов лечения.

Аюрведическая теория тридоши вытекает из концепции трех первоэлементов вселенной. Три доши – вата (ветер), питта (желчь) и капха (флегма) – соответствуют трем первоэлементам: воздуху, огню и воде. Буддистская медицина основывается на теории 4 элементов вселенной (к перечисленным элементам добавляется земля).

Буддийские миссионеры отправлялись в Рим, Грецию и Китай. Также широко развивалась ветеринария. Лечившие слонов назывались хастивайдьи, а лечившие лошадей назывались ашвавайдьи. Наука о болезнях растений называлась врикша-аюрведа.

Нагарджуна заложил основу расашастры (аюрведической алхимии). Мистики занимались особым приготовлением ртути, серы и других полезных веществ. Значение ртути было настолько высоко, что расашастра развилась в отдельную отрасль мистического знания ("раса" – "ртуть", "шастра" – "наука"). Существует множество работ по расашастре: "Раса ратна самучхая", "Раса тхарангини", "Раса ратнакара" и другие.

Аюрведические университеты

В истории аюрведы выделяются три больших университета, в которых преподавали астрономию, математику, медицину и философию:

    Бенаресский университет – на берегу Ганги в Варанаси – VI век до н. э.

    Университет в Такшашиле – на берегу Джеллума (в настоящее время территория Пакистана) – VI век до н. э.
    Университет в Наланде – в штате Бихар – II-XII вв. н. э. (в одном документе зафиксировано 1500 преподавателей и 10000 студентов)

    Керальская аюрведическая традиция

Досанскритская эпоха

Многие исследователи считают, что Керала раньше относилась к африканскому континенту и была связана с ним посредством множества мелких островов. Сторонники арийско-дравидийской концепции уверены, что эта часть мира принадлежала дравидийцам. Предание говорит о мудреце Парашураме – воплощении Вишну, который установил дравидийское господство на этой земле. Воинственный Парашурама появляется для усмирения возгордившихся кшатриев, которые начали притеснять брахманов. Главный подвиг Парашурамы – победа над жестоким тысячеруким царем хайхайев Арджуной Картавирьей, который захватил власть над всем миром и притеснял брахманов.

История показывает, что Керала имела давние торговые отношения с Персией и Египтом, а также даже с китайцами. Такая высокоразвитая социальная общность, несомненно, обладала и хорошей медицинской инфраструктурой, которая позднее интегрировалась с санскритской аюрведической традицией Севера.

Санскритская эпоха

Трудно утверждать наверняка, когда санскритская и ведическая культуры пришли в Кералу. Но это случилось явно после арийского периода истории. Дошедшие до наших дней языки малайялам и тамильский произошли из общего праязыка, сходного с тамильским (дравидийским). По мнению некоторых историков, санскрит пришел в Кералу извне. До сих пор в Керале существует уникальная система токсикологии (вишачикитсы), лечения оспы и других инфекционных заболеваний, мармачикитса, а также лечения слонов (гаджачикитса). Такие медикаменты для лечения лихорадки, эпилепсии и некоторых других заболеваний, как горочанади компанчаде, кроме Кералы, больше неизвестны нигде. Ачарьи Кералы практиковали шодхана-терапию, модификацией которой стали дхара, пижчичила, нджаваракижи. Под влиянием буддизма многие храмы Кералы превратились в медицинские центры. Марко Поло был поражен большой ученостью керальских врачей и астрологов. В голландском исследовании "Hortus Malabaricus" (1686-1703 гг., Амстердам) также отмечается большое значение керальских вайдья (врачей). Некоторые из особых методов керальских лекарей: нджаваракижи, анналапанама, пичила, дхара и широлепа.

В современном мире популярность аюрведы возрастает все больше и больше ввиду ее целостного (холистического) подхода к природе, человеческому организму и высокой духовности. Формы аюрведического жизнеустройства становятся неотъемлемой частью миллионов людей во всем мире.

Разделы аюрведы

Одна из возможных причин возрождения интереса к аюрведе во всем мире заключается в том, что люди ищут систему оздоровления тела и души, которая предполагала бы потребление как можно меньшего количества химических веществ с побочными эффектами. Аюрведа придерживается установки, что здоровье человека регулируется тремя изначальными качествами – дошами, которые называются вата, питта и капха. Вата связана с движением, питта – с метаболизмом и выработкой энергии, а капха управляет физической структурой организма и потоком жидкостей. Совокупность этих принципов известна как тридоша. Тридоша управляет всей деятельностью мозга и остального тела, и нужно стремиться к поддержанию их равновесия.

В "Чарака-сутре" (1.24) сказано, что вся аюрведа делится на 3 направления (трисутра):

    Хетусутра (причинный фактор болезни).
    Лингасутра (признаки, появившиеся в ходе болезни).
    Аушадхисутра (способ лечения).

Изучение аюрведических трактатов указывает на две основные школы врачевания и восемь направлений аюрведы. Эти восемь дисциплин называются аштанга-аюрведа:

1. Кайя чикитса, внутренняя медицина. Здесь подразумевается диагностика и лечение общих болезней, то есть болезней, воздействующих на все тело, типа лихорадки, диареи, кровоизлияния, сумасшествия, истерии, эпилепсии, болезней кожи, туберкулеза, диабета и так далее – в отличие от болезней, наносящих вред какому-либо отдельному органу.

Это одна из наиболее важных областей аюрведы. Она работает с причиной болезни, ее развитием, симптоматикой, средствами лечения и питанием. "Кайя" означает "все тело". Под лечением часто понимается нормализация потока внутреннего огня – агни. Медицинская школа кайячикитса Пунарвасу Атрейи известна как Атрейя-сампрадайя. Чарака замечал, что успех лечения зависит не только от усилий врача, но и также от питания, правильного подбора лекарств и настроения самого пациента.

2. Шалья тантра, хирургия. Любой инородный предмет, который входит в человеческое тело и причиняет ему боль, называется "шалья". Шалья тантра – отрасль знания, имеющая дело с шальями. Она состоит из операционной хирургии и акушерства. Здесь разработаны эффективные методы удаления из тела инородных предметов типа частиц камня или земли, пыли, металлических предметов, травы, костей, осколков, ногтей, волос, запекшейся крови, гноя. Операции проводятся с помощью хирургических инструментов, прижиганий, использования щелочных веществ (кшара), применения бандажей, обработки ран и язв. Большое внимание уделяется болезням, могущим возникнуть после хирургических действий. Мастер аюрведы Сушрута написал книгу "Шалья чикитса", где дал подробное и систематизированное описание хирургических методов лечения различных заболеваний. Сушруту можно назвать отцом индийской хирургии. Он объясняет назначение 101 инструмента (янтр), разбивая их на 6 классов: 1) свастика (крестообразные), 2) самдаса (вытянутые), 3) тала (с плоскими концами), 4) нади (имеющие плоскую форму), 5) шалака (в виде прута), 6) упаянтры (дополнительные). Сушрута определяет также 8 видов хирургической техники (шастракарма): 1) надрезание, 2) вырезание, 3) выскабливание, 4) прокалывание, 5) зондирование, 6) извлечение, 7) отсасывание, 8) наложение швов. Все существующие хирургические операции до наших дней укладываются в эти 8 видов, добавить новую технику практически невозможно. Сушрута уделяет также большое внимание анестезии, экспериментирует с обезболивающими средствами. Согласно Сушруте операционное лечение пациента проходит в 3 стадии:
– дооперационное лечение (пурвакарма);
– операционное лечение (прадхана карма);
– послеоперационное лечение (пашчаткарма).

3. Шалакья тантра, лечение болезней глаз. На самом деле здесь предполагается диагностика и лечение болезней головы, а также ушей, глаз, рта, ноздрей и так далее. Как отдельная отрасль медицины шалакья в Ведах не упоминается. Первые упоминания о шалакье находят в хирургических трактатах.

4. Каумара бхритья, педиатрия. В этом разделе описывается лечение болезней детей, а также их питание и правильный уход за детьми и их воспитание. Многие болезни младенцев вызваны недостатками материнского молока; забота о его качестве – важная ветвь каумара бхритьи.

Лечение детей называется бала чикитса. Эта область медицины охватывает также и период беременности, заботясь о ребенке еще до его рождения. В буддизме эта отрасль медицины называется дарака чикитса. Особых успехов бала чикитса достигла в Керале: здесь в священных книгах упоминаются способы лечения таких нарушений, как полиомиелит.

5. Бхутавидья, психотерапия, предполагающая работу с духами. Эта отрасль аюрведы работает с колдовством и способами изгнания злых духов, а также с подношениями богам, демонам, гандхарвам, якшам, ракшасам и так далее. Лечению подвергаются болезни, вызванные негативным влиянием извне, демоническими сущностями. Бхутавидью можно сравнить с современными психотерапией и гипнозом.

6. Агада тантра, токсикология. В этом разделе описывается лечение укуса ядовитых змей, укуса крыс, скорпионов и других ядовитых существ. Речь идет о заразных болезнях, вызванных нападением на человека животных или микробов. Агада тантра имеет также дело с передачей микробной инфекции через воздух и воду. Выведение токсинов называется виша чикитса.

7. Расаяна тантра, гериатрия. Это область знания, занимающаяся вопросами сохранения молодости и продления жизни. Клетки каждого живого существа на протяжении жизни подвергаются различным изменениям. По мере старения они деградируют. Расаяна чикитса уменьшает степень такой деградации, тем самым омолаживая тело. В распоряжении расаяны – массаж, лекарственные травы и кремы, ванны и особые лекарственные средства.

Ведические писания содержат множество гимнов, посвященных здоровью и процветанию. В этих гимнах прослеживается важность омоложения, лечения и восстановления дхату (тканей организма). "Раса" означает сущность, вкус; в данном случае это понятие относится к потребляемой пище. "Аяна" обозначает каналы, по которым энергия пищи разносится по телу. Правильное питание тела возможно только при нормальном функционировании аяны.

Классификация расаяны

Камья расаяна
(обеспечение хорошего здоровья)
Пранакамья
Обеспечение жизненной силы и долголетия
Медхакамья
Обеспечение высокого интеллекта
Шрикамья
Обеспечение здорового вида
Наймиттика расаяна
(обеспечение жизненной силы при конкретных заболеваниях)
вататпика расаяна
щадящий режим, без строгих ограничений
кутиправешика расаяна
жесткий режим, со строгими ограничениями
 

Классификация наймиттика расаяны по содержанию
аушадха расаяна
прием лекарственных средств
аджашика расаяна
особый режим питания
ачара расаяна
нормализация поведения

Аль-Бируни, рассказывая об индусах в своей работе "Индия", писал: "У них есть очень своеобразная наука, напоминающая алхимию. Они называют ее расаяна. Расаяна состоит в выполнении определенных операций с препаратами и сложными снадобьями, изготовленными в основном из растений. Благодаря принципам расаяны у безнадежно больных восстанавливается здоровье, к увядающим старцам возвращается молодость, так что они становятся такими же, какими были в период полового созревания; белые волосы вновь чернеют, появляется острота чувств, юношеская подвижность, восстанавливается потенция, и жизнь человека в этом мире продлевается на весьма долгий срок".

Периоды жизни

Желаемый эффект воздействия

Рекомендуемая расаяна

1-10
Балья
вата, сварна

11-20
вриддхи
бала, касмари

21-30
чави
ланха, амалаки

31-40
медха
шанкупушпи

41-50
твак
джьйотишмати

51-60
арсти
джьйотишмати

61-70
шукра
тмагупта, асва, гандха

71-80
викрама буддхи
может не требоваться

81-90
викрама буддхи
может не требоваться

8. Ваджикарана тантра – наука сохранения и восстановления репродуктивной силы.

Прочитано 60 раз