"Три доши, жизненная теплота и деяния души.
Все существа стремятся к счастью;
поэтому относитесь с состраданием ко всем".
Будда Гаутама.
Деяния души — первопричина расстройства трех дош.
Итак, индо-тибетская медицина считает, что пища и образ жизни — деяния тела, речи и души — воздействуют на три доши организма, вата-дошу, питта-дошу я каппха-дошу. Это воздействие может нормализовать, а может и расстроить три доши, усилив или ослабив какие-то из них. Если нарушено нормальное функционирование даже одной из дош, остальные обязательно отреагируют на это нарушение. Естественное, врожденное соотношение между доша-ми изменится и, следовательно, изменится нормальный, свойственный человеку от рождения, уровень жизненной теплоты — она повысится или понизится. Такое расстройство может усугубиться и даже перейти в болезнь, если этому способствуют тип конституции, климат или время года.
Для примера представим себе энергичного и храброго человека с конституцией питта, который в летнюю жару вынужден очень напряженно и тяжело работать на солцепеке, питаться пищей острой и соленой, испытывая при этом постоянное раздражение против людей, которые обрекли его на подобную жизнь. С очень большой вероятностью можно предсказать, что питта-доша у него чрезмерно усилится, жизненная теплота повысится. В условиях жары это может окончиться поносом и другими желудочно-кишечные расстройствами; такой человек легко может получить тепловой удар.
Именно деяния души (эмоции, чувства), а не климат или питание тибетская медицина считает первопричиной расстройства трех дош. Жара и тяжелый, непосильный труд в нашем примере, с точки зрения тибетской медицины, только усиливают то возрастание питта-доши, которое возникает, если человек склонен к вспыльчивости, раздражению, гневу, имея конституцию с активно выраженной питта-дошей. (Физиологи отмечают, что в условиях жаркого климата тепловые удары, например, случались с рабочими, мигрантами из более холодных климатических зон, если они гневались или ссорились с кем-то, даже в тени и во время отдыха, а не на солцепеке и во время работы).
Здоровье и возможность долгой счастливой жизни, прежде всего, зависят от того, какая гуна — тамас, раджас или саттва — преобладает в деяниях души. Три доши тела — вата-доша, питта-доша и каппха-доша — претерпевают под влиянием чувств либо тамасическое, либо раджасное, либо саттвичное воздействие. Соответственно этому они либо расстраиваются, либо пребывают в природном равновесии. Жизненная теплота, которая является результатом взаимодействия трех дош, также либо уменьшается, либо увеличивается, либо сохраняется в норме.
Тамас ослабляет вата-дошу и питта-дошу, он словно утяжеляет их, лишая ветер и огонь, входящие в эти доши, их подвижности и тепла; в то же время тамас утяжеляет и без того малоподвижную каппха-дошу, образованную водой и землей. Жизненная теплота при этом уменьшается. Тамасические эмоции действуют разрушительно на людей всех типов конституции, но каппхам, ватам, каппха-ватам и вата-каппхам они особенно противопоказаны, поскольку у них невысок уровень жизненной теплоты. Дальнейшее же его понижение у них может привести к "холодным болезням" (см. главу 6), к аллергиям, диабету и прочим неприятностям. Поскольку тамасические эмоции вызывают ослабление воли, эти люди зачастую ничего не меняют ни в своем образе жизни, ни в пищевых пристрастиях, усугубляя расстройства, и доводят себя до совершенно плачевного состояния, несмотря на природную выносливость, которую обеспечивает им хорошо выраженная каппха-доша.
Эмоции с преобладанием раджаса, как уже говорилось в предыдущей главе, двояки — они могут увеличить жизненную теплоту, но могут и уменьшить ее, по-разному воздействуя на три доши. Например, такие раджасные эмоции, как раздражительность, вспыльчивость и гневливость — усиливают питта-дошу, а вата-дошу и каппха-дошу подавляют. Питта-дошу они возбуждают кратковременно; эмоциональное опьянение на какое-то время повышает жизненную теплоту, но это более похоже на попытку согреться, время от времени устраивая пожар. Практикуемые регулярно такие чувства, в конце концов, изнашивают организм.
Более всего от таких эмоций страдают питты, питта-ваты, вата-питты. И без того сильно выраженная питта-доша у этих людей быстро приходит в возбуждение, у них уже в молодости могут появиться различные желудочно-кишечные расстройства, сосудистые патологии. Может случиться и так, что эти раджасные эмоции, в конце концов, сменятся чувствами тамасического ряда — унынием, апатией, ленью, злобностью. А это неизбежно приводит к понижению жизненной теплоты.
Грубость и себялюбие действуют по-другому: они возбуждают и усиливают вата-дошу и каппха-дошу, ослабляя питта-дошу. Это эмоции "охлаждающие организм", приводящие к понижению жизненной теплоты. "Противоположные" им раджасные эмоции с оттенком саттвы — нежность и заботливость — действуют по-иному на вата-дошу и питта-дошу: вата-дошу они нормализуют, а питта-дошу усиливают; что касается каппха-доши, то ее они все-таки возбуждают, как и грубость и себялюбие. Считается, что уровень жизненной теплоты нежность и заботливость повышают, делая человека менее уязвимым для болезней: всем нам хорошо известно, что человек, погруженный в заботы о других людях, словно не имеет времени болеть...
Торопливость, хитрость, лицемерие и особенно страх чрезвычайно возбуждают и усиливают вата-дошу, ослабляя питта-дошу и каппха-дошу, и, безусловно, относятся к ряду "холодных" эмоций. Типы вата, вата-питта, вата-каппха в этих случаях начинают страдать бессонницей, чрезмерной болтливостью, нервозностью; их начинают мучить различные тревоги и опасения. Если все эти переживания происходят в холодное время года, сопровождаются крайне хаотическим режимом питания и сна, могут начаться различные простудные заболевания; но может случиться и так, что полностью истощенные, они перейдут в состояние тамасического уныния, тупого равнодушия ко всему на свете и тяжелой депрессии. Даже сильные и выносливые питта-каппхи, если на них достаточно долго действует страх, или они вынуждены постоянно торопиться, изворачиваться и лгать, хотя и не сразу расстраивают здоровье в силу своей великолепной выносливости, все-таки теряют нормальное чувство самосохранения и могут попасть из-за этого в очень неприятные и опасные ситуации.
Раджасные антиподы этих эмоций — осмотрительность, бесхитростность, искренность и отвага действуют подобно нежности и заботливости — они нормализуют вата-дошу и каппха-дошу, усиливают питта-дошу, повышают уровень жизненной теплоты.
Считается, что раджасные эмоции с элементом саттвы более благотворны, они меньше расстраивают вата-дошу и питта-дошу; чем более в них выражен оттенок саттвы, тем чаще они переходят в саттвичные эмоции. Доверчивость, ласковость, нежность и искренность гораздо ближе к саттвичной радостной умиротворенности, чем подозрительность, гневливость, грубость и лживость. Обеты, посты, воздержания тренируют волю, помогают человеку справляться со своими страстями. Считается, что они устойчиво повышают уровень жизненной теплоты, что особенно актуально для большинства из нас.
И, наконец, саттвичные деяния души сохраняют природный уровень жизненной теплоты, они помогают телу, душе и уму находиться в своем прирожденном, естественном и здоровом состоянии.
Итак, из тамасического состояния можно выйти только с помощью энергичного раджасного толчка. Он может быть внешним, но может быть и внутренним. К внутренним можно отнести молитву, медитацию, переживание Красоты или любви...
Перейти от состояния раджаса в состояние саттвы можно, только хорошенько переоценивши себя. Перейти от зависти к благожелательности и сострадательности можно только совершенно особым внутренним усилием. Гуна раджас заставляет человека как бы мчаться по кругу деятельности, заблуждений и страстей, и невозможно соскочить с этой карусели. Нужна переоценка. Нужна идея, мысль, переживание, молитва, которые не принадлежат кругу нашего обыденного существования. Мы должны переосмыслить свое существование. Хоть в чем нибудь. Хотя бы в маленькой точке. (Отчего мы ссоримся с мужем (женой) ? Почему нас так огорчают весьма посредственные успехи нашего ребенка в школе? Почему мы так часто опаздываем? Неважно, за какую ниточку мы потянем).
Тип вата в саттвичном состоянии — это очень приятный, жизнерадостный, деятельный человек. И хотя считается, что здоровье у обладателей такого типа не отличается крепостью, тем не менее, саттвичная вата обладает достаточной волей и ясностью ума, чтобы оценить свои возможности, вести регулярный образ жизни и разумно питаться по сезонам, сохраняя радостное мироощущение, быстроту реакции, подвижность ума, хорошее здоровье, и очень часто долголетие.
Гораздо труднее из состояния тамасичности, конечно, выйти обладателям типов каппха, каппха-питта и каппха-вата, им приходиться прилагать много усилий, но зато и достижения их устойчивы и долговременны. Состояния раджаса трудно преодолеть людям типа питта, питта-вата, питта-каппха, а поскольку питта-доша усиливается с наступлением половой зрелости у всех людей, то проблемы «неумения владеть своими страстями» — это зачастую проблемы молодых.
В индо-тибетской традиции о воздействии эмоций на три доши умеют судить по пульсу. О пульсовой диагностике сейчас написано достаточно много, и любознательный читатель может ознакомиться с ее начатками по литературе, но следует иметь в виду, что получить достаточные навыки в пульсовой диагностике, чтобы по пульсу судить о состоянии трех дош и о воздействии эмоций на них, можно, только длительное время обучаясь у специалистов.
Связь между эмоциями и биохимическими компонентами, которые вырабатываются при этом организмом, в настоящее время только еще начинает пристально изучаться наукой. Кроме гормонов, к таким веществам сейчас относят эндорфины и многие вещества пептидной природы, однако, полной ясности в этом вопросе пока нет.
Три причины болезней в "Чжуд-ши".
(Эмоциональные состояния, приводящие к болезням).
В предыдущей главе эмоции только классифицировались по преобладанию в них той или иной гуны, здесь мы поговорим о наиболее опасных из них.
"Чжуд-ши" не приводит такой подробной классификации, как "Анутита". В тексте говорится только о 3 деяниях души, которые могут стать причинами расстройств и болезней,
Эти три деяния — "невежество, неумение владеть своими страстями и отсутствие истинной доброты". Невежество — тамасическое чувство, неумение владеть своими страстями, отсутствие воли — это главное условие для полного и безудержного разгула раджасных эмоций; отсутствие же истинной доброты делает невозможными любые саттвичные чувства.
1."Невежество" в текстах — это, как уже говорилось, не совсем удачный перевод санскритского слова "авидья". Это не отсутствие образования или неосведомленность, — знания столь обширны, что людей, владеющих всей полнотой знания, на Земле нет, — это особое тяжелое состояние души и ума, отвергающих всякое знание, всякое добро и свет. Невежество (авидья) — это не столько неведение об истинной природе мира, сколько полнейшее нежелание что-либо знать о нем; человек, впавший в состояние "авидьи" совершенно неспособен к внутреннему самонаблюдению.
Невежество считается источником всех остальных тамасических душевных пороков. Из него, как из корня сорного растения, произрастают зависть и жадность, лень и презрение к добру. Считается, что именно из-за невежества возникают у человека такие чувства, как ненависть к миру, упрямство, роптание на судьбу и близких, лживость, похотливость, гнев, несамостоятельность, стремление осуждать других людей, наушничество, неряшливость, сварливость и зависть.
Даже у людей самого подвижного психологически типа конституции — типа вата, — когда у них волею судьбы, рождения или обстоятельств в эмоциях начинает преобладать гуна тамас, наступает резкий спад энергии. Возникают апатия, "равнодушие к сделанному, несделанному", усталость, неспособность сосредоточиться, нежелание говорить; слабеет голос, тяжелеет походка, пропадает аппетит, часты уныние, слезы. Падает сопротивляемость болезням.
К счастью, вата-доша достаточно подвижна, она легко переходит в состояние с преобладанием гуны раджас. Часто это бывает связано с каким-то внешним толчком: ну, например, приехал любимый человек или внезапно выиграл лотерейный билет, или, наоборот, обидел хороший Друг и тут же обокрали квартиру... И тогда апатия и леность могут смениться тревогой и беспокойством, раздражительностью, патологической болтливостью, суетливой и бесполезной деятельностью. Начинаются разнообразные боли в самых разных частях тела, мышечные спазмы, припадки, боли в суставах, артриты, бессонницы...
Все тамасические эмоции утяжеляют и уплотняют доши тела: каппха-доша усиливается, вата-доша теряет свою подвижность, питта-доша ослабевает. У человека тяжелеет не только тело и походка, но и становятся спутанными мысли, слабеет память и органы чувств. Свет разума плохо заметен сквозь затемненные тамасом манас и буддхи.
2.Неумение владеть своими страстями — это, как правило, отсутствие реальной воли. При отсутствии воли человек не может перейти от темных раджасных эмоций даже к их светлым антиподам, не говоря уж о накоплении саттвичных свойств. Темный раджас заставляет человека вращаться в кругу желаний, страстей и сомнительных деяний, перенапрягая питта-дошу, возбуждая вата-дошу и подавляя каппха-дошу. Гневливый, обуреваемый различными желаниями, недовольный, пристрастный, плохо рассчитывающий свои силы из-за страстного желания того или иного, такой человек не имеет ни сил, ни желания правильно питаться или следить за своим внутренним миром. В конце концов, он может совершенно расстроить и свои взаимоотношения с миром, и свое здоровье. Характер расстройства зависит от типа телосложения. Следует отметить, что типы каппха, каппха-вата, каппха-питта все-таки долее переносят раджасные нагрузки, чем типы питта, вата, вата-питта и питта-вата. (Признаки расстройств этих дош указаны в 1 части).
Но раджасные эмоции двояки. Есть раджасные чувства с явным оттенком саттвичности, которые могут поспособствовать переходу души в состояние саттвичности, в состояние большей просветленности, превращая плотные тамасические чувства в легкие и благостные саттвичные, как в светильнике огонь превращает масло в пламя...
Особенно здесь следует упомянуть практикуемые всем религиями мира посты, молитвы, обеты, покаяния. Аскетическое воздержание воспитывает волю, воля помогает человеку овладеть своими страстями. Доверчивость, желание покровительствовать другим людям, мужество позволяют человеку, в конце концов, стать умиротворенным, накопить саттвичные свойства. Но следует отметить, что подобному преображению почти всегда предшествует некоторый удивительный толчок, обязательный переворот в сознании, переоценка своих взаимоотношений с миром. Никакая ужасающая аскеза не поможет стать саттвичным эгоисту, твердо убежденному, что и мир и другие люди существуют только для того, чтобы доставлять ему различные удобства и удовольствия. Переход в саттвичное состояние обязательно требует изменения взгляда на мир, умения увидеть страдания и радости других существ, умения сопереживать им.
И это, безусловно, благотворно воздействует на доши тела. Саттва — полезна для здоровья. Она делает душу ясной, походку —легкой, цвет лица — хорошим и т. д. У радостного, спокойного человека лучше работают все системы организма.
3. И, наконец, — отсутствие истинной доброты, или немилосердие. Это очень тяжелый случай, поскольку при отсутствии истинной доброты невозможна трансформация раджасных эмоций в саттвичные. Чтобы изменить свое отношение к миру, чтобы почувствовать сострадание к другим существам, все-таки нужно быть хоть чуточку добрым человеком. Нужно иметь, пусть даже очень глубоко в сердце, толику милосердия, чтобы отказаться от зависти, научиться радоваться чужим успехам и смиряться с собственной, возможно, не очень-то богатой достижениями и вещами судьбой.
Каким бы опасным и социально-несправедливым ни казалось нам современное состояние общества, одного чувства все-таки следует избегать — не опускаться в черный тамас зависти. У всех у нас сейчас сложная жизнь и интересная судьба, мы вправе пытаться ее изменить, но не потому, что нас снедает зависть. Пастернак сказал: "Не сравнивай, живущий — несравним". Зависть — всегда дитя сравнения. Умиротворенность рождается только тогда, когда у нас достает внутренней доброты, чтобы принять свою судьбу, не сравнивая ее с другими судьбами." Д.Ц,