"Особые состояния сознания — субъективные переживания и объективные исследования.
Об особых состояниях саттвичного сознания, состояниях озарения и прямого постижения гармонии мира, достигаемых в результате медитативной или йогической практики, или иными способами, следует сказать особо. В европейской культуре о них известно не очень много, хотя в последние десятилетия интерес к восточным учениям на Западе... сильно возрос. На Востоке работа с сознанием, обучение медитативной практике, многочисленные школы дзен-буддизма — явление широко распространенное; но и там эта наука не является обыденной практикой. Многовековая работа отшлифовала методы обучения, поэтому этическая подготовка ученика, его умение соблюдать обеты и воздержание, оцениваемые в рамках национальной религиозной культуры, имеют первостепенное значение. Упрощенное и механическое перенесение этих методов на европейскую или российскую почву не может быть не только успешным, но и, как показала практика некоторых сект, может стать крайне опасным и бесчеловечным.
Что же представляют собой эти высокие состояния сознания? (Сразу оговоримся, что возможность их не отрицается ни одной религиозной традицией, в том числе и христианской, имеющей свои великие примеры святых и пророков; но поскольку мы исследуем основные положения индо-тибетской медицины, то и разговор о высоких состояниях сознания будем вести, оставаясь в рамках этих традиций). С. Радхакришнан в "Индийской философии" [12] определяет самадхи — высшее состояние сознания, достижимое методами йоги, как "состояние экстаза, при котором связь с внешним миром изменяется". Словесное описание самадхи крайне затруднительно, об этом говорится уже в самых ранних текстах:
Следует знать, что Вселенная в Том распростерта, Но словами выразить То мы не можем. Сущее, вечное То прозревают йогины".
(Анугита. Глава 45, Песнь Санасутджаты).
Однако существуют иные многообразные состояния сознания, переживаемые в детстве или отрочестве, под воздействием сильных потрясений или религиозных чувств. Вот отрывок из книги "Life of Tennyson", который приводит Радхакришнан: « Я часто испытывал его в отрочестве, когда был совсем один. Это обычно приходило ко мне, когда я про себя повторял свое имя, пока совершенно внезапно - я сам себе как индивид начинал казаться расплывчатым и совершенно исчезающим, растворяющийся в безграничном бытии; и это бессвязное состояние, но яснейшее из ясных, несомненнейшее из несомненных, таинственнейшее из таинственных, невыразимое словами, где смерть была до смешного невозможной, эта потеря личности (если таковая была) казалось не угасанием, но единственно истинной жизнью».
Изучающие практику Дзен также пытались описать состояние озаренности. [7, 27). Вот что пишет Филипп Капло в «Трех столпах Дзэна»: "В одно мгновение... комната, любая отдельная вещь исчезли в сияющем потоке света, и я почувствовал, что плаваю в состоянии восхитительного, непередаваемого восторга... Целый поток вечности я оставался один, совершенно один"...
Вот еще отрывок: "Затем она почувствовала эмоциональную полноту, совершенно отличную от всего, что ей до сих пор доводилось переживать, - как будто внутри нее забил неописуемо чистый источник и затопил все ее существо..."
Это внутренние, субъективные переживания. К чести европейской физиологии и психологии, ученые проводили объективные исследования лиц, способных вызывать у себя подобные состояния. В эксперименте исследовалась картина электрической активности мозга и другие физиологические показатели. Обнаружилось, что развитие самадхи — высшего экстатического состояния сознания, практикуемого в йоге, — характеризуется появлением альфа-ритма, амплитуда которого постепенно нарастает и, наконец, — развитием тета-ритма.
Альфа-ритмом называется ритм одной из составляющих электрической активности мозга — это волны, которые повторяются примерно 10 раз в секунду, и регистрируются преимущественно в теменных и затылочных областях мозга. Для альфа-ритма характерны "вспышки" активности, когда амплитуда альфа-колебаний резко возрастает в начале вспышки, затем падает. Этот вид активности мозга очень чувствителен к внешним воздействиям, поведение его во время самадхи — медленное нарастание амплитуды — нетипично для обычной деятельности мозга. Частота тэта-ритма меньше 4-7 колебаний в секунду, на эти волны накладываются более быстрые колебания. Регистрируется тэта-ритм над височными областями и возникает он в дремотном состоянии.
Итак, с точки зрения субъективной — необыкновенное переживание полноты чувств, с точки зрения объективной — прибор электроэнцефалограф показывает изменения в характере электрической активности мозга. Сэкида Кацуки, автор книги «Практика Дзен» пишет по этому поводу: "Мы испытываем опасение по поводу того, что глубокое и необыкновенно драгоценное переживание может утратить свою значительность, если оно окажется описанным в терминах моделей электрической активности мозга".
Конечно, никакие измерения активности мозга, никакой спектральный анализ световых и звуковых волн, никакие химические анализы состава пищи, — вообще никакие объективные приборные измерения, столь ценимые европейской наукой, не заменяют и никак не соотносятся с внутренним нашим ощущением гармонии и радости от солнечного света и пения птиц, от родниковой воды и теплого ржаного хлеба. Различие между двумя культурами — восточной и западной — состоит, в частности, в том, что Восток пытается постичь и описать мир через внутренние свидетельства человеческого сознания; Запад же в своей научной мысли, менее всего доверяя "наблюдателю", сосредотачивает усилия на приборном, инструментально зафиксированном анализе внешнего мира.
Возможно ли сопряжение этих двух подходов? Что добавляет к субъективному переживанию состояния самадхи знание того, что в этот момент изменяется электрическая активность мозга и появляется тэта-ритм, характерный для дремотных состояний? Уверенность в том, что такие состояния не есть субъективная фантазия людей, которые, возможно, вообще склонны к малораспространенным переживаниям, но объективное свидетельство реального существования таких состояний. Важно ли такое приборное подтверждение для человека, воспитанного в рамках европейской культуры, исповедующего известное уважение к науке, как к объективному арбитру в вопросах познания мира? Скорее всего, — да.
И более того — повторяющаяся регистрация одной и той же картины электрической активности мозга, которая возникает при достижении определенных состояний сознания, позволяет надеяться, что электрической активностью мозга можно управлять изнутри, если научиться управлять своим вниманием и своими эмоциями. Бесстрастная и объективная приборная регистрация активности мозга позволяет надеяться, что управление телом, психикой и даже такими высокими состояниями, как переживание высочайшего интуитивного постижения мира, гармонии и счастья — может быть взято человеком под личный контроль.
Возможно, поиски золотого пути совмещения богатейшего внутреннего мира человеческого сознания с его неопределенностью и неуловимостью, так хорошо изученному Востоком, и точных и надежных объективных приборных измерений — дело будущего; однако, уже сейчас ясно, что полноценное научное изучение феноменов человеческой психики и сознания невозможно только на одном из этих путей. В своей же личной практике мы можем и не дожидаться наступления золотого века наук о психологии человека, а довериться тому богатейшему опыту внутренней работы, который накоплен не только восточной традицией, но и христианством." Д.Ц.
Тот, кто добрался до этих строк проявил немалую настойчивость. И труд его, без сомнения, будет вознагражден. Величественная картина Единой жизни, однажды отразившись в нашем разуме, изменит его направление. Уже сложно будет оставаться в скорлупке своего Эго, ведь за ней такой огромный, сияющий, а главное,- живой Мир! Каждая форма материи оживляется зерном духа. Различны степени сознания у всего живущего, и наше непонимание его проявления, не дает нам право считать материю мёртвой, этим мы лишь ограничиваем свое собственное сознание и стройная картина Бытия рассыпается на множество осколков. Начните задавать вопросы, и к вам придут ответы, разными путями, кому то через людей, кому то через книги или фильмы, кому то в снах, но главное, что нужно понять,- нет границ познания, есть лишь обусловленность очевидности, сковывающая наше сознание. Прекратите цепляться за привычные, можно сказать "выстраданные" умопостроения, перестаньте их защищать, не тратьте на это силы, это просто детские игрушки вашего ума, их пора сложить в ящик. Допустите невозможное и подождите, продолжая жить обычной жизнью, но в ожидании Восхода. Когда ваше сердце, несмотря на все несовершенства мира, наполнится любовью к нему, когда вам захочеться изменить и украсить это творение Бога, тогда в вашем внутреннем мире взойдет Духовное Солнце. Подобно Солнцу физического мира, оно осветит ваш внутрений мир, позволяя вашим духовным глазам видеть Действительность. В Евангелии Исус сказал, что если хочешь помолиться, зайди в свою келию, закрой за собой дверь и помолись в тишине сердца своего, ибо там Бог. Позвольте себе побыть с Богом наедине и Он откроет ваши Духовные глаза, но не торопитесь. Позвольте лотосу вашего Сердца раскрыться естественно, в урочный час, без насилия и вымогательств. Признаком того, что вы на верном пути, будет состояние умиротворения и блаженства в вашей душе, которое поначалу будет редким гостем, но со временем, все чаще и чаще вы будете погружаться в него. И тогда все тайны Мира станут вам доступны, ибо вы станете его отражением. В добрый час.