Управление миром эмоций.
Гуны никогда не пребывают в покое. Они постоянно переходят друг в друга, и в этом заключена и надежда наша на изменение и отчаянье оттого, что достигнутое — невозможно удержать.
Нельзя говорить о гунах по отдельности о каждой:
Нерасторжимы саттва раджас танас;
Они одна из другой исходят, одна в другой пребывают;
Друг друга поддерживают, друг за другом вращаясь.
Когда подавляется тамас, тогда возрастает раджас.
Где подавляется раджас, там возрастает саттва.
Где превозмогает тамас, там утверждается животное существованье,
Мало там познается раджас, а саттва и того меньше.
Тамас и саттва.
При внимательном прочтении глав 36 — 38 "Анугиты", посвященных гунам и деяниям души, бросается в глаза одна особенность: чувства, связанные с гуной тамас, есть противоположность чувств, в которых преобладает гуна саттва.
В этом списке не перечислены все, упомянутые в тексте, пары чувств, имеющие качества тамаса и саттвы. Желающие могут продолжить эту работу самостоятельно по тексту "Анугиты". Конечно, отмеченные традицией эмоции вовсе не исчерпывает многообразия психологических характеристик личности, но все-таки они дают представление о том, какие именно гуны преобладают в тех или иных чувствах.
Тамас Саттва
Гнев Безгневность
Жадность, скупость Непривязанность
Зависть Смирение
Злобность, жестокость Незлобливость
Коварство Отсутствие коварства
Корысть Бескорыстие
Лень Умиротворенная деятельность
Лживость Правдивость
Неведение Ясность ума и души
Озабоченность Безмятежность
Презрение к добру Совестливость
Суеверие Благочестие
Торопливость Спокойствие
Уныние Восторженность, бодрость
Чванливость Отсутствие самолюбия
Тамас и саттва выступают как антиподы, как черное и белое; их сравнивают иногда со льдом и паром, и хорошо известно, что лед превращается в пар, если его растопить, а получившуюся воду — еще и покипятить; но возможен и обратный процесс — конденсация пара во влагу и дальнейшее замерзание воды.
В качестве такого "преобразователя" выступают раджасные эмоции — "великое лоно преображений". Эмоции, окрашенные гуной раджас, как уже отмечалось, сами по себе двояки, словно двуликий бог Янус: лицемерие и искренность, подозрительность и доверчивость — такие разные чувства, но разные не более чем две стороны одной медали, чем холод и жар.
"Непроявленное свойство (тамас)
есть обитель благого (саттва).
Раджас есть вечное лоно".
В этих строках "Анугиты" выражена в терминах Санкхьи та же мысль, что и в "Афоризмах" Ларошфуко: «Не сокрушайтесь над вашими недостатками, они всего лишь ваши непроявленные достоинства». Это относительно тамаса и саттвы. Двойственность же качества раджас отмечена неоднократно даже в приевшихся всем поговорках: «От любви до ненависти — один шаг», и в гениальном пушкинском: "Отелло не ревнив, он доверчив". Раджас очень подвижен, доверчивость и снисходительность быстро переходят в свою противоположность — подозрительность, ревность и нетерпимость,., Красное может иметь оттенки — быть черно-красным, или ярким, красным и белым.
Раджас-Тамас Раджас- Саттва
Бесстыдство Стыдливость
Вспыльчивость Отходчивость
Гневливость Ласковость
Грубость Нежность
Желание плотских утех Обеты, обуздания, покаяния
Лицемерие Искренность
Небрежность Тщательность
Нерадивость Пристрастие к труду
Нетерпимость Снисходительность
Подозрительность Доверчивость
Порицание Восхваление, лесть.
Праздность Усердие
Предательство Преданность
Себялюбие Покровительство
Страх Отвага
Стяжательность Подельчивость
Унижение Гордость
Хитрость Бесхитростность
Чванство Царственность, достоинство
Чтобы превратить 100 граммов воды в пар, следует затратить определенное количество энергии. Такое же количество энергии выделяется, когда водяной пар конденсируется в воду. Подобно этому проявляется и двоякий раджас. Когда подозрительность затемняет наше сознание, когда гнев ослепляет глаза и ум, это «конденсируются» в тяжелые тамасические чувства лучшие качества человеческой души, ее память, ее ясность, ее легкость... И, наоборот, то нравственное усилие, которое мы свершаем над собой, чтобы от зависти перейти к благожелательности, чтобы от уныния перейти к радости и бодрости, оно благотворно, оно возвращает душе ее легкость, а телу — его здоровье и прирожденную жизненную теплоту.
Например, в раджасной паре «стяжательность — подельчивость», стяжательность может превратить нас из существ незлобивых и радостных в существа злобные и неврастеничные. Подельчивость же (способность поделиться чем-то), наоборот, часто трансформирует тамасическую торопливость в саттвичное спокойствие, а зависть — в благожелательность и даже смирение. При этом в первом случае, раджасная эмоция просто использует имеющиеся у нас запасы жизненной теплоты, беззастенчиво усиливая вата-дошу, безжалостно эксплуатируя питта-дошу и ослабляя каппха-дошу, что можно уподобить сжиганию плохого топлива на сильном ветру. Во втором — происходит нормализация вата-доши и каппха-доши, что в конечном итоге может привести к усилению жизненной теплоты. Согласно восточным сравнениям, в этом случае светильник нашей жизни словно заправляется чистым маслом, он больше не коптит, пламя его становится ярким, и: он горит ровно и долго.
Первый переход: тамас — раджас.
Все перемены происходят только при помощи раджаса. Чтобы от лени (тамас) перейти к бодрой умиротворенной деятельности (саттва), нужно приложить некоторое внутреннее усилие (или испытать некоторый внешний толчок, каким бы он ни был). Если это лень физического тела, то это усилие может быть каким-то чувством, реже — мыслью; внешние же толчки — чрезвычайно разнообразны: от жесткой необходимости до командного окрика. Чтобы преодолеть физическую лень и нежелание действовать на физическом плане, то есть руками, ногами, мышцами реализовать некий замысел, одним людям приходится испугаться или позавидовать, другим — обрадоваться или разгневаться. Иногда стимулом к преодолению лени может стать творческая мысль, чувство гордости, а иногда — желание побахвалиться своими достижениями.
Сложнее, когда лень охватывает эмоциональное тело или ум, когда наступает состояние, которое индусы называют «равнодушие к сделанному, несделанному»» «Прошибить» такое состояние крайне тяжело, хотя и случается, что тщеславие или зависть могут послужить толчком для преодоления умственной или эмоциональной лени; но бывает, что человека, впавшего в такое состояние, «встряхивает» и непредвиденная, тяжелая жизненная ситуация.
Здесь важно следующее: переход из состояния тамаса в состояние саттвы происходит самыми разнообразными путями, это тот случай, когда из пункта А в пункт Б ведет множество дорог. «Шип вынимается шипом, потом оба отбрасываются» — говорит индийская поговорка.
Но как же вынуть застрявший в сердце «шип» такого, например, популярного тамасического чувства, как обида? Как правило, раджасным ответом на обиду бывает гнев — это второй шип. Есть старинный прием — разгневавшись на обиду, не будем спешить облечь наш гнев в слова и действия, но посмотрим в себя и оценим наш гнев просто как безымянную силу, и силу мощную. Он подкреплен в нашем теле выделением адреналина и других сложных веществ, из-за него быстрее бьется сердце, расширены сосуды... Это действительно энергия, и энергия горячая, опьяняющая и побуждающая к действию. Конечно, ее можно использовать против обидчика, но попробуем перед этим мгновение внутренне помолчать — может быть, нам удастся «услышать» свой гнев, как чисто физиологическое проявление, как голод или жажду. Тогда гнев может схлынуть.
Вспоминая потом эту ситуацию» мы, может быть, сумеем понять, почему мы обиделись вообще? Так ли уж ценно в нас то, что случайно задето было обидой? В пламени гнева можно сжечь, трансформировать многие тамасичёские свойства, в том числе, возможно и те наши наработки, прикосновение к которым мы воспринимаем, как обиду. В прекрасной неизданной книге Антаровой "Две жизни" сказано: "Никто тебе не враг и не друг, но каждый человек тебе учитель". Будем благодарны каждому, кто вызывает у нас гнев, обиду, желание мести — они указывают нам на наши возможности.
Есть редкие люди с таким высоким уровнем сознания, что способны равно спокойно отнестись к обиде и похвале, подобно тому, как не обижается любой взрослый человек на ветер, бросивший ему пыль в лицо, или на холодный дождь, капающий за воротник. Люди не обижаются, они принимают надлежащие меры. Не будем спешить, изливая наш гнев на обидчика, он сделал нам бесценный подарок: он показал, где в нас гнездится тамас, и энергию нашего гнева разумнее использовать для его преобразования. В индийской традиции гнев считается одной из творческих сил Вселенной.
Конечно, вспыльчивым питтам или питта-ватам внутренне «поработать» с чувством гнева много труднее, чем рассудительным и медлительным каппхам, но попытаться хотя бы потренироваться, вспоминая какие-то особенно обидные ситуации, — можно.
Второй переход: раджас — саттва.
Отнесемся спокойно к свойствам нашей натуры. Это свойства Пракрити, нашей Природы, а для Пракрити характерна игра гун. «Гуны вращаются в гунах». Чем больше у нас тамасических свойств, которые издревле принято считать недостатками, тем более скрыто в нас и их противоположностей — саттвичных потенций.
Будем помнить, что Пракрити живет по своим законам, и, зная их, человек разумный может добиться того результата, к которому стремится. Многие переходы от тамаса к раджасу с оттенком тамаса почти автоматичны, они свойственны не только человеку, но и многим млекопитающим. (О ревности или борьбе за власть в стае обезьян, например, написано много интересного специалистами по поведению животных). Следующий же шаг — превращение раджаса тамасичного оттенка в раджас саттвичный, смена черно-красного на красно-белый, — деяние сугубо человеческое и сознательное.
Все люди вынуждены быть деятельными, существуют тысячи внутренних отгенков у эмоций, побуждающих к деятельности и сопровождающих ее. Разозлившись, можно преодолеть лень, встать с кресла перед телевизором и заняться некоторой деятельностью, пусть со злостью. Постепенно злость перейдет в азарт — в желание скорее закончить работу или сделать ее хорошо. И если мы внимательно будем следить за собой, мы откроем для себя нечто гораздо более важное, чем конкретный результат работы (отремонтированная розетка, поглаженная рубашка и т. п.). Мы откроем тот способ, которым в нас тамас переплавляется в огне раджаса. Когда мы научимся повторять эту операцию, мы получим доступ к управлению собственными эмоциями, мы перестанем быть рабами обстоятельств и случайностей, и сделаем первый шаг к освобождению.
Можно продолжить эту работу, не останавливаясь только на Гуне раджас — не действуя с азартом, желанием скорее закончить работу, всех превзойти в своей деятельности, получить признание и похвалу (премию, орден...). Саттвична только умиротворенная деятельность. Можно попробовать придать нашей деятельности более саттвичный характер, не позволяя себе делать ее небрежно, или проследив за своими движениями во время работы. Мы все замечали, что очень хорошие мастера работают неторопливо и необыкновенно красиво; можно попытаться, наблюдая за своими движениями во время работы, красиво двигаться и работать; можно заставить себя сделать работу чрезвычайно тщательно, без какой бы то ни было спешки или небрежности. Любой способ, который мы применим, пытаясь придать нашей деятельности саттвичные качества, всегда носит очень личный характер, это всегда — наша личная тайна, с большим трудом передаваемая словом. В деятельности вообще скрыта огромная тайна. В "Бхагавадгите" бог Кришна говорит Арджуне:
«Посмотри, в трех мирах нет ничего, что мне не принадлежало бы. И все же Я действую, ради поддержания порядка в мире. Действуй и ты так же, ради порядка в мире, Но не ради получения плодов действий.
Бескорыстная деятельность, непривязанность к плодам действий, действие не ради результата, а ради поддержания порядка в мире — Это очень трудное положение для европейской культуры, потому что вся она стоит на том, что любая деятельность имеет свою меру вознаграждения. С тех пор, как нас в трехлетнем возрасте похвалили за каракули на бумаге, мы действуем ради того или иного вознаграждения. Научиться действовать бескорыстно, просто проявляя свою человеческую, творческую сущность, так же свободно, как свободно течет река или дует ветер, как свободно поет птица — не потому, что они будут вознаграждены, а потому, что это есть их естественное свойство. Такая задача очень трудна, но выполнима. И, как ни странно, бескорыстная деятельность, непременно приносит плод — она делает нас более саттвичными, спокойными и здоровыми.
Что касается здоровья и благоденствия нашего тела, то умиротворенная деятельность необычайно полезна для всех типов. Но надо иметь в виду, что типы каппха, каппха-питта, каппха-вата весьма склонны быстро переходить границу между умиротворенной деятельностью и обыкновенным сибаритством, избирать только ту работу, которая доставляет им удовольствие, и вообще впадать в бездеятельность. Что же касается типов питта, питта-каппха и особенно питта-вата, то у них проблемы иного свойства: они охотно бросаются действовать, в работе азартны и соревновательны, жаждут преодоления, победы и похвалы. Им труднее всего отказаться от этих плодов действий, и над ними сильнее довлеет иллюзия получения извне того умиротворения и довольства, которые рождаются только изнутри.
Типам же вата, вата-питта и вата-каппха труднее всего завершить начатую работу. Они легче других могут отказаться от плодов действий, поскольку до плодов у них дело доходит крайне редко; и хотя им не меньше других нужна похвала, завершить начатое, довести его до конца — это их вечная проблема. Если родители заметили, что их ребенок проявляет психологические качества, свойственные типу вата, самый бесценный подарок, который они могут сделать — это приучить его всякое дело доводить до конца. Научить такого ребенка испытывать удовольствие от завершения любого действия чрезвычайно важно, потому что это может определить его судьбу. Иначе, как бы ни было одарено дитя, оно никогда и нигде ничего не добьется, но пройдет свою жизнь, полное энтузиазма и нереализованных замыслов, к 40 годам пополнив категорию людей, которых принято называть неудачниками.
Используя раджасные эмоции как "лоно преображений", можно претворить тамасические чувства в раджасные; от зависти можно избавиться, апеллируя к гордости и тщеславию, но перейти от тщеславия к смирению, от небрежности к тщательности, от грубости — к нежности, придать темным и горячим раджасным эмоциям сатт-вичную прозрачность —- много труднее. И все-таки хотя все три Гуны есть свойства Пракрити, разум связан с саттвой. Тщеславие — это суетное раджасное желание казаться чем-то любой ценой, чувство чрезвычайно сильное. Но если во время "острого" приступа тщеславия нам удастся быть настолько разумными, чтобы остановиться и внутренне замолчать, дать охватившему нас чувству просто жить, не выражая его словом, жестом или мыслью, молча наблюдая за ним, то через некоторое время мы можем почувствовать нечто совершенно иное - - некоторую радостную умиротворенность спокойного потока жизни, идущего через нас, не нуждающегося ни в чьем одобрении и похвале...
Слово "смирение" которым бактеризуют особое, легкое саттвичное состояние, ведь и означает "со-мирение"-совместность, соединенность с миром. Сделать усилие - превратить мир темного тамаса в светлый и радостный мир разума и добра — на нашей Земле способен только человек.
Все эмоции, которые переживает человек, сопровождаются в его теле выделением сложнейших веществ — разнообразнейших гормонов, ферментов, эндорфинов, веществ пептидной природы. Их роль в механизмах регуляции не полностью изучена и ясна, но нет сомнений в том, что они каким-то образом воздействуют на биохимические процессы, протекающие в организме.
Очевидно, что деяния души могут быть тамасичными, раджасными или саттвичными у людей всех типов телосложения. Встречаются как унылые и жадные, толстенькие каппхи, так и худые, унылые и жадные ваты. У обоих типов зачастую понижен уровень жизненной теплоты, но существуют и отличия — у типа каппха с большей вероятностью расстраивается каппха-доша, что приводит к простудам или аллергиям; а у ваты — больше вероятность ослабления вата-доши, что может проявиться в виде запоров или головных болей.
Возможность иметь ясную душу и ум, быть здоровым и прожить положенный срок на Земле дарована каждому человеку. Не будем отвергать этого дара." Д.Ц.