"Двенадцать пороков, поедающих жизненные силы. (Эмоции, расстраивающие здоровье, по аюрведической медицине).
В "Анугите" проблема болезнетворных деяний души более детализирована, чем в "Чжуд-ши"; индийская традиция указывает "12 пороков, поедающих жизненные силы". Эти же пороки, как указывается в "Классической йоге" Патанджали препятствуют достижению устойчивых состояний концентрации сознания.
"Невежество (заблуждение), уныние, жадность, сонливость, зависть, непостоянство, страх, раздражительность, гнев, похотливость, немилосердие, гордость — вот 12 великих пороков, которые поедают жизненные силы человека".
("Анугита", глава 44).
Первые шесть относятся к тамасическому ряду чувств, вторые — к раджасному. О невежестве (заблуждении), как о причине, порождающей все остальные тамасические деяния души, и о немилосердии (отсутствии истинной доброты), уже говорилось выше.
Уныние во всех религиозных традициях, в том числе и в православной, считается греховным чувством. В "Классической йоге" Патанджали уныние определяется, как "расстройство ментальных функций вследствие препятствий к реализации желаний", и считается серьезной препоной для внутренней работы. С точки зрения поддержания здоровья и нормального уровня жизненной теплоты уныние — враг номер 1; уныние совершенно расстраивает три доши — ослабляет вата-дошу и питта-дошу, усиливает каппха-дошу; для унылого человека мир теряет свои краски, любые усилия кажутся бессмысленными, само существование — обременительным. Уныние словно включает программу самоуничтожения, оно разрушает связи человека с миром и нормальное взаимодействие трех дош в его теле. Все возможно, пока мы не позволили серой пелене уныния окутать нас, но если позволили, то она как плесень покроет все внутри и снаружи, лишая нас сил и надежды.
Уныние — одна из модификаций страха смерти. В "Классической йоге говорится: "Все живое боится смерти, все живое желает: "Да продлюсь я вечно". Жажда жизни и страх смерти — инстинкты, приобретенные еще первыми клетками в самом начале эволюции. Из жажды жизни и страха смерти вытекают радость и страдание, жадность и щедрость. Уныние, появляясь чаще всего на ментальном уровне, как результат невыполненных желаний, пронизывает весь состав человека, все съедая, все поглощая, оставляя после себя одни руины, в том числе и в физическом теле. Уныние — это модификация смерти, это отказ от всякого сопротивления. И не надо удивляться, если после приступа уныния мы неожиданно простудимся, подвернем себе ногу или потеряем деньги. Мы не знаем, что именно разрушили, отдали хаосу в то время, когда уныние серой пеленой окутывало наше тело, чувства и мысли. Но что-то непременно было разрушено, и через некоторое время руины дадут о себе знать.
Следующее опасное и разрушительное чувство — жадность. В той же "Классической йоге" Патанджали жадность считается переживанием, приближающим смерть.
Большинство из нас считает себя свободными от этого чувства, поскольку мы всегда готовы помочь попавшему в беду другу и готовы поделиться тем немногим, что имеем.
Но все не так просто. Жадность — многогранное чувство, и она проявляется в самых разнообразных обличьях. Она может проявиться как неуемная жажда удовольствий или вещей; как чувство собственности по отношению к близким людям и детям, как нежелание делиться с кем бы то ни было привязанностью друзей, любимых, даже домашних животных. Она просвечивает в желании получать все новую и новую информацию, знания, славу, власть, силу, особые оккультные способности; но особенно отчетливо она видна в нежелании делиться информацией, знаниями, славой, властью, силой... Жадность заставляет нас приобретать все новые вещи, торопливо заглатывать все новые впечатления, пускаться во все новые начинания, искать новых знакомств, увлечений, возлюбленных... Давно уж сказано: «Ибо тому, что сверх потребности, нет предела».
Возможно, жадность родилась вместе с первой клеткой в первичном океане Земли, как стремление добыть пищу и место, как можно больше пищи и как можно больше места, чтобы выжить, размножиться, быть. Это гипертрофированный инстинкт самосохранения, который по-разному проявляется на разных уровнях. И смерть, с точки зрения индо-тибетской традиции —только оборотная сторона этого гипертрофированного, искаженно-преувеличенного, ставшего безумным инстинкта. •
Если уныние — это вариант отказа от жизни, то жадность, которая тоже считается модификацией смерти в индийской традиции, это жизнеопасное отсутствие тормозов в желании присвоить себе все, нужное и ненужное. Это превращение себя в своеобразную "черную дыру", из которой не вырывается ничего, но куда человек стремится затянуть все. Жадность — смертоносное чувство для души и тела, так считается не только в индийской традиции, в христианской, буддийской, и многих других — тоже. Мы можем не быть жадными по отношению к вещам материального мира. Мы охотно поделимся предпоследним куском хлеба, но, возможно, в нас столько доброты, что мы поделимся и последним. Но мы можем быть невероятно жадны к вниманию близких, или особо почитаемых нами людей, к их привязанности к нам, к удовольствиям, к идеям, к книгам... Подавляющее большинство пристрастий имеет своим корнем жадность. Это такой сорняк, корни которого дают отводки в самых неожиданных местах, это даже хуже, чем злостный пырей на огороде. Нам может быть досадно, что наша собака ласкается к нашей приятельнице, что жена (муж) слишком увлечены работой (друзьями, автомобилем...), что ребенка никак не удается пристроить в престижную школу... Нам хотелось бы поехать в далекие страны, приобрести то и это.
Жадность порождает тысячи желаний. Нужных и ненужных, закономерных и беззаконных. Невозможность их реализации, безуспешные попытки — приводят к унынию. Об унынии — смотри выше.
Начнем с малого — с умеренности в пище и еде, с ревизии наших желаний — все ли они разумны, необходимы? Жадность преодолевается только щедростью. Попробуем побыть великодушными и щедрыми, попробуем отдать дорогую для нас вещь, попробуем поделиться своей радостью. Порадуемся, что наша собачка дружелюбное существо, а наша жена (муж) не настолько еще изнурены и запуганы на ниве семейных добродетелей, что уже не способны ни на увлечение работой, ни на симпатию к друзьям; порадуемся чужим достижениям, успеху, удаче... В конце концов, в мире, в котором хорошо многим людям, будет легче жить и нам, и нашим детям.
Разумеется, это совсем не просто сделать, трансформировать жадность в щедрость на всех энергетических уровнях — задача необыкновенно трудная. И даже если мы героически справимся со всем, останется жадность к жизни. "Она возвращается даже к просветленным риши...". Но если мы все-таки сумеем поставить ее под контроль, если нам удастся, вместо неуемной жадности, практиковать только необходимые и осмысленные желания — это будет огромный шаг вперед в нашем развитии и в нашем здоровье. Потому что жадность — это своего рода безумие инстинкта, разрушающее нормальный обмен со средой — физической и психической, вне вас и внутри нас. Саттвичным антиподом жадности является не щедрость (раджасное свойство), а умиротворенность, непривязанность, отсутствие желанного — нежеланного, полное и спокойное принятие мира и судьбы, обстоятельств и умиротворенная, неутомимая, радостная деятельность для продолжения жизни в этом мире, в этой судьбе. Терпение— это саттвичное свойство.
Зависть очень близка к жадности и так же "безумна", поскольку она пытается сравнить несравнимое, и примерить на себя нечто, принадлежащее другой судьбе.
"Анугита" подытоживает:
'Человеку, который отринул безумье.
Что может сделать смерть — набитое соломой чучело тигра?
Раджас двойственен. Его не случайно называют великим лоном преображений. Преображение идет, так сказать, в обе стороны. Каждый раз, когда по лености или безалаберности мы встаем после восхода солнца — в нас накапливается тамас в виде лени, вялости, тяжести. Это же происходит, если мы жадны в пище, еде, любим поспать днем. И наоборот: встав на рассвете, выполнив свои внутренние обеты перед началом дня, в чем бы они ни заключались. В молитве, медитации, несколько движениях, дающих нашему телу легкость и гибкость или мытье пола — мы не только обеспечиваем себе хорошее начало дня, мы накапливаем саттвичные свойства, легкость, умиротворенность, и, следовательно, немножко здоровья.
Мы приходим домой вечером усталые, тяжело поднимаясь по ступенькам, мрачные и опустошенные? Остановимся. Попробуем ощутить в себе легкость и радость. То усилие воли, которое нам нужно сделать для этого — и будет лоном преображения тамаса в саттву. Обратите внимание на такие пары раджаса как щедрость — жадность, радость — страдание, послушание — строптивость. В практиках духовных учителей Востока и Запада давно было отмечено, что такие раджасные деяния души, как воздержание, послушание, выполнение обетов, пост способны преобразовать в своем огне множество тамасических чувств. Чтобы из сырого и темноватого материала человеческой души воссоздать душу, достойную человека, нужно приложить усилие,, нужно решиться пойти, нужно преодолеть тяготы пути.
Человек, изменивший себя.
Страх относится к раджас ному ряду эмоций.
Страх, как чувство, тяготеющее к тамасу, может привести к самым разнообразным страданиям и к полному разрушению здоровья. Вопрос о страдании достаточно сложен и легко переходит в метафизическую плоскость. Если же говорить о страданиях и разрушениях тела, которые приносит страх, то очень хорошо об этом уже рассказал удивительный наш соотечественник и современник, замечательный спортсмен и человек, Юрий Петрович Власов в своей книге «Формула мужества» [34].
Власов — олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, человек необыкновенной судьбы и необыкновенной силы духа. После ухода из спорта он заболел, совершенно потерял не только физические силы, но даже возможность двигаться, спать и жить без болей. После нескольких лет безуспешного лечения, в совершенно отчаянном положении взялся за самоизлечение. Он сумел восстановить здоровье, собрать себя буквально «по молекулам», и это вызывает чувство восхищения еще и потому, что путь к здоровью он искал сам, он самостоятельно нашел совершенно грамотный способ преобразования себя, своего характера, своих эмоций — и в итоге, своего тела. Вот что пишет Ю.П. Власов в своей книге:
«Я не представлял, что наши психические качества тоже нуждаются в тренинге. Мне казалось, все уже предусмотрено природой: отдых сам по себе восстанавливает нервный потенциал, а на психические качества влиять невозможно. Опыт убедил в обратном. Жизнь размывает психические качества и нарушает деятельность организма... Сначала заболевает дух, потом тело.... В основе искусства жить — освобожденность от любых форм страха. Агрессивность и озабоченность во многом порождены страхами. Страх проникает в сознание беспокойством, раздражительностью, грубостью, слабостью, печалью... Страх и его производные оказывают влияние именно в обыденных условиях, выступая в личине других чувств, вроде бы безобидных и не столь тревожных. Однако именно при страхе и подобных ему чувствах происходит угнетение функций, сужение сосудов, рассогласование различных процессов, потеря сна... Страх и его производные — это постоянный спазм всего организма... Уничтожить власть страха и его производных — значит обеспечивать внутренним органам естественное, здоровое функционирование. Трусость мало подчиняется доводам. Для нее доказательно лишь преодоление действием... Страх подавляется не только самовнушением, но и убежденностью. Формулы воли (формулы для самовнушения. Авт.) для этого случая должны быть построены на отрицании и подавлении страха и утверждении мужества... Формулы должны включать и такие чувства, как вера и убежденность в своей правоте, радостность настроения, презрение к себе за трусость, любовь к жизни. Именно эти чувства наиболее губительно действуют на страх и его производные. Форма освобождения, преодоления любого страха — радость.... Она снимает общее напряжение организма, в том числе и различные спазмы. Радость — это набор нервной энергии, одно из самых ценных чувств. Ее надо не ждать, а искать, культивировать, возделывать...»
И еще: Власов, человек, прошедший через огромное количество физических тренировок, разбирающийся в этом вопросе, как редкие люди в мире, пишет: «Правила мускульной тренировки совпадают с правилами и законами тренировки психической (волевой), для которой также играют первостепенную роль продолжительность занятий, недопустимость перерывов (ослабляется связь в мозгу), интенсивность занятий (укрепляется связь), и которая также набивает «мускулы» воли (связь прочнеет, становится надежнее, начинает работать)».
Книга Власова интересна еще и тем, что автор ее не только нашел способ изменения своего эмоционального тела, но и сумел найти в себе силы и мужество изменить его, он смог обрести радость. Саттвично-раджасные эмоции неизбежно приводят к восстановлению здоровья. Вспомним; «здоровье, хороший, цвет лица, легкая походка, красивый голос - вот признаки начинающейся йоги...».
И последнее: страдание. В индийской традиции считается, что большинство раджасных чувств, особенно таких, как враждебность, злобность — порождаются у живых существ нежеланием переживать страдание. Все живые существа пытаются избавиться от страдания. Все живые существа стремятся избегать страдания. Страдание — великий поведенческий кнут Природы. Желание избавиться от страдания может породить ярость, волю, упорство. Пережитое страдание вызывает нежелание испытывать страдание вновь, это нежелание порождает гневливость, раздражительность, страх — эмоции разрушительные.
Обладание саттвичными качествами характера приносит человеку здоровье. Если угодно, быть легким, благостным, умиротворенным и отрешенным — выгодно, потому что это обязательно быть здоровым. Огромное, подавляющее количество страданий, болезней и несчастий связано с качествами нашей внутренней среды — психологической и, вслед за ней, физиологической. И эту среду создаем мы сами. Болезнь — это словно расписка в том, что наша душа совершает слишком много тамасических и раджасно-тамасических деяний, и мы, по отсутствию воли или понимания, ничего не предприняли, чтобы это положение изменить.
Вообще все мы склонны совершать относительно себя одну и ту же ошибку — мир своих эмоций и побуждений мы рассматриваем, как нечто заданное, абсолютное, не подлежащее пересмотру, воспитанию или преодолению. Побуждение, из которого вытекает поступок — это нечто, почти не подлежащее обсуждению, тем паче — изменению. Желание изменить свой эмоциональный статус, умение отнестись к миру своих эмоций, как к саду, за которым следует постоянно ухаживать, свойственно от рождения отнюдь не всем людям, но оно может быть воспитано у всех людей.
Социальная этика, принятая в обществе, относится только к поступку, уголовный кодекс наказывает только за поступок. Жизненные ценности, которые навязываются сейчас обществу, вообще невероятно примитивны. К сожалению, воспитание, которое дают ребенку родители, школа и просто жизнь, сводится скорее к умению скрывать свои эмоции, проявлять их, так сказать, в уголовно-допустимых формах, но отнюдь не работать с ними, не трансформировать их. Если у нас вызывает зависть прекрасная машина (жена, дача, собака, власть, свобода и т. д.) нашего соседа, но мы все же не угнали машину (не соблазнили жену, не подожгли дачу, не отравили собаку ит. д.), если мы не сделали всего этого, мы не подлежим уголовной ответственности и смело можем считаться вполне социализированными гражданами. Однако, проблема здоровья тела и души состоит в том, чтобы не испытывать самого чувства зависти.
Считается, что зависть возможно трансформировать в благожелательность, что наша душа вполне способна порадоваться благосостоянию нашего соседа, что она способна и на большее — быть настолько доброй и достойной, чтобы со смирением и благодарностью принять свою судьбу, не сравнивай ее с другими судьбами.
Об этом говорят все религиозные традиции, но в этой книге, где рассматриваются только вопросы здоровья с точки зрения индо-тибетской медицины, неуместно и безнравственно было бы мимоходом касаться этических доктрин иных религий, Относительно же здоровья индо-тибетская традиция утверждает, как мы уже знаем, что чувство жадности и вытекающее из него чувство зависти разрушают нас, что они ослабляют вата-дошу и питта дошу, незакономерно усиливают капха-дошу. Жадность и зависть в конце концов, исчерпают нашу жизненную теплоту. Мы рискуем печенью и желудком, если у нас конституция питта, или нервами, если у нас тип вата.
Вообще, все тамасические эмоции — холодны и ведут к уменьшению жизненной теплоты. Поэтому, увеличение в обществе людей тамасического склада, понижает его (общества) общий уровень жизненной теплоты, что приводит к постепенному падению рождаемости, к увеличению смертности и распространению болезней "холодного ряда".
В "Бхагавадгите" отмечено:
"Кришна сказал-
Четыре сорта людей приходят ко мне:
больные, страдающие, жаждущие знания и мудрые.
Из них последние — особенно дороги Мне"
Не будем ждать, пока болезнь или страдание вынудят нас посмотреть на мир и на себя другими глазами, заставят что-то изменить в себе. Будем мудрыми, посмотрим на себя критически и попробуем отнестись к жизни, как к большой и долгой школе, в которой каждый из нас проходит обучение на человека.
В этой школе нам приходится многое узнать о себе, и многие открытия нас шокируют. И все же, попробуем отнестись к своим переживаниям, мыслям и чувствам, как к рабочему материалу, обладающему некоторыми свойствами, и требующему работы. Без нее бессознательное в нас так и останется бессознательным, оно умеет ловко прятаться, оставляя нас в прекрасном, но ложном убеждении, что мы вполне приличные люди и даже давно и свято исполняем положенные десять заповедей.
Главное в этой работе — не осудить себя и не начать "искоренять и выкорчевывать" что-нибудь. Ту же, всеми осуждаемую, зависть, например. Не будем забывать, что самые неприятные наши эмоциональные проявления — только тамасическая сторона великих саттвичных наших свойств. Тамас — это только одно из свойств Пракрити в нас и как таковое, его нельзя "искоренить", но можно изменить, как можно изменить лед, нагрев, его. Накопление душой саттвичных свойств возвращает ее во врожденное состояние легкости и ясности, и это неизбежно сказывается на здоровье. Чтобы горел огонь в светильнике должно быть масло. Важно, чтобы мы захотели зажечь свой светильник и разумно оценили бы запасы и качество масла в нем." Д.Ц.