"Два потока Пракрити в человеческом теле.
В человеческом теле сопряжены оба потока развития Пракрити — оно образовано стихиями и имеет разум; в нем Пракрити в аспекте тамас сочетается с Пракрити в аспекте саттва. Для понимания концепций аюрведической медицины рассмотрим более подробно соотношение этих двух потоков. Иными словами, еще раз рассмотрим, как соотносятся между собой стихии, составляющие физическую, материальную основу нашего тела, и наши органы ощущений, связанные с ними нервные ткани и мозговые ткани, а также разум, с помощью которого мы познаем внешний мир...
Санскритский термин "вайю" принято переводить на русский язык словом "воздух". Однако, понятие" вайю" означает не столько воздух — газ, сколько принцип движения. "Вайю" можно перевести еще как "ветер, вихрь". Эти слова точнее передают смысл понятия...
"Пятеричны сути —
вода, пространство, земля, огонь, воздух.
По собственной природе они составляются
и разъединяются по собственной природе"
Махабхарата. Мокшадхарма. 219.
Любая живая система состоит, по мнению Санкхьи, все из тех же пяти стихий, но она включает их уже в усложненном виде, в виде сочетаний, комбинаций стихий. Для описания живой единицы выбраны всего три таких комбинации, три параметра, три принципа организации живого. На санскрите эти сочетанные стихии именуются дошами, буквальный перевод санскритского слова доша — влага...
Выбирая основные философские категории, с помощью которых можно описать Вселенную и человека, выбирая основные параметры для описания сложных живых систем, творцы Санкхьи (а вслед за ними и создатели аюрведической медицины), предпочли те, которые может зарегистрировать человек с помощью своего слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Спустя тысячелетия наука научилась исследовать мир с помощью приборов, в последнее время — с помощью полностью автоматизированных систем; наблюдатель ей нужен только для осмысления результатов измерений. Индийская традиция, вводя основные категории для описания Вселенной и человека, апеллировала только к человеку; она акцентировала внимание только на тех проявлениях основных сил Природы, которые могут быть зарегистрированы человеческими органами ощущений, она рассматривала устройство мира только в тех категориях, которые доступны человеку — наблюдателю, лишенному какого бы то ни было технического подспорья.
Итак, для описания живой системы Санкхья, а вслед за ней и аюрведическая (и тибетская) медицина используют три основных понятия — три доши. Названия дош на санскрите: вата-доша, питта-доша и каппха-доша. Вата-доша ответственна за процессы движения в живой системе, питта-доша ответственна за ее энергетику, каппха-доша за организацию материи в ней, "Три доши — это три глубинных несводимых принципа на стыке разума и тела, которые регулируют поток сознания в материю тела и ответственны за основные процессы, идущие в живой системе" — утверждают современные знатоки аюрведы из школы Махариши.
Считается, что каждая из этих трех дош есть комбинация двух стихий. Однако это не более чем обозначение. Каким образом стихии сочетаются друг с другом, как изменяются при этом их свойства — об этом традиция не говорит ничего, упоминая только, что делают они это "по своим законам".
Взгляните на таблицу 2. Названия дош в их санскритском варианте приведены в первой колонке. Во второй колонке указаны сочетания (или комбинации) стихий, дающих начало каждой доше. В третьей колонке — соответствующие дошам органы восприятия, с помощью которых можно судить об их функционировании.
Сочетания стихий в человеческом теле.
Названия дош Сочетания стихии Органы ощущений
Вата-доша Пространство и воздух Слух и осязание
Питта-доша Огонь и вода Зрение и вкус
Каппха-доша Вода и земля Вкус и обоняние
Итак, для описания живого Санкхья использует три параметра: движение (вата-доша), структуру (каппха-доша), и связывающие их процессы метаболизма (питта-доша). Жизнь возможна только при наличии этих трех дош.
Вата-доша дает живому возможность дыхания и движения во всех его формах, в том числе возможность ритмических пульсаций. С помощью вата-доши живая система поглощает необходимые ей вещества из окружающей среды, продвигает их по перерабатывающим системам, избавляется от отработанных продуктов.
Питта-доша дает возможность добывать энергию и "переваривать" поступающие вещества, разбирать сложные макромолекулы на более простые органические "кирпичики", высвобождая зашитую в молекулярных связях энергию.
Каппха-доша строит из этих "кирпичей" новые сложные вещества, нужные данной живой системе. Она поддерживает и возобновляет ее структуру.
Эти доши функционируют в любом живом организме.
Как все проявленное, три доши имеют еще и три аспекта проявления: материальный (от гуны тамас), энергетический (от гуны раджас) и аспект восприятия (от гуны саттва). В теле человека они проявляются в аспекте тамас как конкретные материальные образования (ткани, органы); в аспекте раджас — как различные процессы (усвоения пищи, обмена веществ и т.д.); в аспекте саттва — как способность к реагированию на различные раздражители.
Попробуем взглянуть на клетку под микроскопом глазами аюрведической традиции. Мы увидим крохотный комочек слизи — протоплазмы, окруженный вибрирующей оболочкой — мембраной. Протоплазма неоднородна, в ней плавают более плотные образования, среди которых мы сразу заметим самое крупное — сферическое ядро клетки. Есть и другие, плавающие в протоплазме образования, например, похожие на зерна митохондрии — своеобразные "энергостанции" клетки... На языке аюрведы, в терминах трех дош, за возникновение и поддержание внутриклеточных структур, за их возобновление в дочерней клетке при делении — отвечает каппха-доша. Процесс биохимических превращений поступивших в клетку через мембрану потоков вещества — это работа питта-доши. (В самых простейших клетках он осуществляется прямо в протоплазме). И, наконец, дрожание клеточной мембраны, возможность всасывания веществ из окружающей среды движение потоков внутриклеточной жидкости, удаление уже ненужных ей продуктов обмена — это деятельность вата-доши.
Даже простейшее одноклеточное существо должно обладать зачаточными органами восприятия, чтобы усваивать из внешней среды нужные ему вещества, переваривать их и избавляться от отработанных веществ. Ему нужно уметь определять температуру среды, поскольку с ней связана сама возможность его существования. Но главное, оно непременно должно иметь память, чтобы, во первых, воспроизвести себя при клеточном делении, а во-вторых не утерять полезный опыт. Считается, что за генетическую память ответственна знаменитая ДНК. В терминах аюрведической традиции, в терминах Санкхьи мы можем считать, что именно таким образом и проявляются в клетке первые проблески сознания — манаса, способного принимать информацию, и даже буддхи, ибо по Санкхье только буддхи обладает памятью.
Санкхья и аюрведическая медицина описывают живое с помощью трех дош и соответствующих им органов восприятия, считая, что даже в самой простейшей живой системе присутствуют манас и буддхи — элементы сознания. Эта традиция не возводит непреодолиых стен между неорганической материей, растительным миром животным миром, рассматривая их как различные стадии процесса эволюции. Наиболее, по ее мнению, гуна тамас проявлена в растениях; раджас и саттва наиболее проявлены в человеке.
Сознание — два подхода к проблеме.
Как ради (получения) масла мучают на мельничных
жерновах сезамовое семя,
Так всякая тварь мучается на жерновах бедствий,
возникающих от незнанья".
Махабхарата. Мокшадхарма. Глава 174.
Буддхи и манас относятся к сфере дифференцированного сознания, они связаны с органами восприятия. Пять органов чувств -это не просто способность вещества реагировать. В некотором смысле любой атом, поглощающий световой фотон, обладает "зрением ", любой пузырек воздуха, дрожащий в воде, когда его коснется звуковая волна, — обладает "слухом". В физическом мире вещество находится во взаимодействии, но это еще далеко не органы восприятия: зрение, слух и т. д., потому что при этом отсутствует главное - регистрирующее эти восприятия сознание. В растительном мире органы восприятия еще чрезвычайно примитивны, но они уже есть, потому что растения реагируют на поле тяжести, на свет и тепло, некоторые растения реагируют и на прикосновение. В животном мире усложняются как сами «датчики» ощущений, так и способность мозга реагировать на их сигналы.
Способность мозга реагировать на поступающие от органов ощущений сигналы —- это, по Санкхье, функция манаса; способность анализировать их, запоминать и сопоставлять — функция буддхи.
Исследование проблем восприятия и анализа сигналов от органов ощущений в науке ведется очень активно, но до их полного понимания пока еще далеко.
Вот цитата из статьи лауреата Нобелевской премии Ф. Крика " Мысли о мозге", помещенной в книге " Мозг" — сборнике статей крупнейших специалистов о современном состоянии наук о мозге
"Недавно я пытался разъяснить одной умной женщине проблему, которая состоит в том, как понять, что мы вообще воспринимаем что бы то ни было. Но мне это никак не удавалось. Она не могла понять, в чем тут проблема. Наконец, в отчаянии я спросил ее, как она считает, каким образом она видит мир? Женщина ответила, что, вероятно, где-то в голове у нее есть что-то вроде маленького телевизора. "А кто же в таком случае, спросил я, смотрит на экран?" Тут она сразу же поняла в чем проблема".
Создатели Санкхьи тоже понимали эту проблему. Если сопоставить терминологию Санкхьи и представления женщины — собеседницы Крика, у которой:" маленький телевизор в голове", то "органы восприятия" — глаз, ухо и прочее — это телевизионная антенна, принимающая сигнал и система усиления этого сигнала. Когда видеосигнал усилен, специальная система преобразует его в изображение на экране телевизора — это и есть манас Санкхьи, А вот буддхи — это тот "зритель", который смотрит на экран, оценивая изображение и, наслаждаясь текстом, реагирует на происходящее на экране. Ни современная нейрофизиология, ни Санкхья не считают разум — буддхи — чем-то похожим на маленького человечка — гомункулуса, сидящего в голове. Для постижения природы буддхи Йога, опирающаяся на понятия Санкхьи, практикует специальные психофизические тренировки, а современная наука пока находится на стадии изучения нашего главного достояния — мозга. Сделав колоссальные успехи в изучении различных нервных структур и их биохимических проявлений, она пока не может ответить на вопрос, что же такое разум и связанная с ним память.
Аналогия Крика относительно восприятии и телевизора со зрителем перед экраном очень хороша. Сигналы от органов ощущений преобразуются в электрические импульсы и далее поступают мозг, или в группу нервных клеток, заменяющую мозг. Замети изображение на экране внутреннего "телевизора" создается маш сом таким образом, чтобы "зритель" его понял. Картина мира, которая предъявляется сознанию через органы ощущений, у разных живих существ может сильно различаться. Не все собаки, например, видят изображение на экране телевизора или в зеркале, не всякое изображение доступно собачьему буддхи.
Человек — существо с весьма развитым зрением, большинство млекопитающих имеет отличный слух и обоняние. Змеи великолепно реагируют на тепловое излучение, летучие мыши слышат ультразвук...
Но эволюционный уровень живой системы определяется не столько размерами "окна" в мир, сколько качеством "зрителя", глядящего в это окно, его способностью понимать увиденное. И тут человек, не имеющий ни собачьего обоняния, ни орлиного зрения, ни змеиной чувствительности к теплу — имеет все преимущества. По терминологии Санкхьи человек имеет развитый манас и развитый буддхи.
Вся эволюция живого видится нам как некая трудная борьба за проявление сознания вначале в отдельной клеточке живого вещества, затем в живой системе. Является ли Homo sapiens, ныне проживающий на планете Земля, последним и совершеннейшим завершением этого проявления — неизвестно.
Глава 3.
Процессы движения и дыхания в организме — вата-доша.
- В мудрости Востока и Запада мы видим уже не враждебные, борющиеся силы, но полюса, между которыми раскачивается жизнь".
Герман Гессе.
Два вида знания — интеллектуальное и непосредственное.
Индусы, последователи Санкхьи и Йоги, относят основы аюрведической медицины к непосредственно воспринимаемому знанию — такое знание можно получить только в личном опыте, используя для исследования собственные пять органов чувств. Это означает, что если на Земле исчезнут аюрведические трактаты и даже все аюрведические врачи, все равно через какое-то время основные положения Аюрведы будут открыты кем-то вновь, поскольку они опираются на принципы Природы, постигаемые с помощью человеческих ощущений и сосредоточенного самонаблюдения и размышления. А так как в человеческом племени время от времени непременно воплощаются удивительные души, очень внимательные к своим внутренним состояниям, — всегда остается надежда на личное постижение ими даже казалось бы, навсегда утерянных знании.
Такие представления совершенно противоположны европейским воззрениям на то, как следует получать и сохранять знания. В рамках европейской культуры знание базируется на интеллектуальных понятиях и инструментальном опыте, и может быть передано и получено только с помощью осмысления инструментальных данных, т.е. опять-таки с помощью интеллектуальных усилий.
Эти два вида знания отличаются между собой также, как отличается умение человека ходить и его осведомленность о законе всемирного тяготения. Из поколения в поколение дети к трем годам вполне приспосабливаются к полю тяжести Земли, обучаются передвигаться в нем и сохранять равновесие, а став постарше, осваивают даже танцы и акробатику. При этом большинство людей ничего не знает о законе тяготения и совершенно не интересуется величиной гравитационной постоянной. Знание тела о поле тяжести это и есть непосредственно получаемое в личном опыте знание Формулирование закона тяготения и все инструментальные измерения, связанные с силами тяготения, — это интеллектуальное знание.
Знания и опыт нашего тела, полученные по наследству и приобретенные лично — необходимое условие жизни, и в нем люди во многом схожи между собой. Интеллектуальные знания мы всегда получаем в рамках конкретной культуры. Ограничения этой культуры, ее способы описания мира часто кажутся нам единственно возможными и разумными подходами к постижению мира.
Европейское интеллектуально-инструментальное постижение законов Природы совершенно не исключает (и не заменяет!) их постижения в непосредственно воспринимаемом опыте. Просто знания тела и знания интеллекта записываются на очень разных языках. И здесь главная проблема—проблема перевода. Система понятий Аюрведы — это наиболее простой язык для бесед физического разума с интеллектом. Современные европейские естественно-научные подходы могут поднять эти "беседы" на совершенно новый уровень.
Три доши и гомеостаз организма.
"Страстно, невзрачно, состоит из трех гун и трех (дош). Обуреваемо сомненьями, неразумно тело;
такова достоверность.
"Махабхарата". "Анугита", глава 42.
В аюрвелической традиции человек рассматривается как открытая система. Извне на него действуют жара и холод, пища, вода, воздух, физические и социальные нагрузки, другие живые существа. Изнутри воздействуют мысли, эмоции, различные ощущения, физиологические процессы, йржстюсобительиые реакции... Задача организма — сбалансировать эти многообразные и переменчивые внутренние и внешние воздействия, чтобы сохранить жизнь тела, как вместилища Сознания.
В физиологии подобная способность живой системы называется гомеостазом. (Слово происходит от греческих слов homoios — подобный, сходный + stasis — стояние, неподвижность). Термином гомеостаз" и обозначается способность организма поддерживать жизнь и постоянство внутренней среды с помощью сложных приспособительных реакции.
В аюрведической традиции гомеостаз организма поддерживают три доши: вата-доша, питта-доша и каппха-доша, характеризующие многочисленные приспособительные реакция живой системы с точки зрения движения, энергии и структуры.
В прошлой главе уже говорилось о трех дошах. Аюрведа определяет их, как особые парные комбинации стихий, не уточняя понятие "комбинация стихий". Рассматривая в живом организме стихии не по отдельности, а парами, традиция подчеркнула, что вода и огонь, например, комбинация которых образует питта-дошу, это не "механическая" смесь огня и воды и не горячая вода, а обозначение некоторой сложной способности живого вещества добывать энергию...
Придерживаясь традиции, рассмотрим доши в аспекте трех гун.
В аспекте гуны тамас три доши — это конкретные материальные образования, входящие в состав тканей и жидкостей человеческого тела.
В аспекте гуны раджас три доши выступают как три процессе, идущие в живом организма на всех уровнях его организации — от клетки до организма в целом.
В аспекте гуны саттва три доши проявляются как компоненты психической и интеллектуальной жизни и как способность воспринимать мир через органы чувств, — причем каждая доша, будучи парной комбинацией стихий, обеспечивает два органа чувств.
Последний аспект считается наиболее важным, тех как сознание, согласно Санкхье, определяет уровень организации и устойчивости материи тела. На уровне физического тела сознание представлено физиологическим разумом — манасом. Манас — передаточное Звено между органами чувств и буддхи — собственно разумом человека. Однако в традиции функции манаса и буддхи очерчены расплывчато: очевидно, что манас отнюдь не только механическое устройство для передачи нервных импульсов от сенсорных "датчиков', поскольку с ним связаны инстинкты и желания. По-своему манас очень умен и настойчив. Все мы знаем, как трудно "договориться" с ним, когда включается, например, инстинкт продолжения рода. Он обладает отличной памятью — если вы однажды научились кататься на велосипеде, то и через двадцать лет сможете сесть и поехать, не повторяя обучения. Есть классическое индийское сравнение человека с колесницей, запряженной пятью конями — пятью чувствами (слухом, зрением и другими), с возницей и седоком. Колесница в этом сравнении —собственно тело, вожжи — манас, колесничий — буддхи, седок в колеснице — бессмертный Атман. Относительно манаса и буддхи в Анугите говорится:
'Манас запрягает чувства, как добрых коней - колесничий. Крутыми конями запряженной колесницей управляет буддхи;
На нее взойдя, Атман сушей разъезжает повсюду".
("Анугита". Глава 51),
Если "кони" не получают нужной им пищи (или получают ее слишком много), если колесничий не умеет крепко держать вожжи — участь колесницы и седока сомнительна.
Главная функция манаса — контроль за постоянством внутренней среды. По смыслу текстов манас определяется не по месту проявления, а по функции, по его роли в протекании физиологических процессов. Затруднительно приписать ему какое-то определенное местоположение, как это принято в терминах европейской традиции. Возможно, к деятельности манаса относятся функции гипоталамуса — наиболее древнего образования человеческого мозга, контролирующего большинство физиологических процессов в организме. Гипоталамус связан с железами внутренней секреции, регулирует углеводный обмен, пищевое поведение, смену сна и бодрствования. Возможно, к манасу можно причислить и работу вегетативной нервной системы и тех областей коры головного мозга, которые связаны со слухом и зрением, и совпадают с теми, что традиция приписывает манасу— нашему физическому разуму.
Аюрведические врачи твердо уверены, что врач только помогает исцелению. Даже в случае переломов, он только правильно составляет обломки кости, сращивает же их физиологический разум организма. Он — наш истинный целитель.
Движение и дыхание в организме. Вата-доша и проявление в ней трех гун.
"... Ветер осуществляет вдох и выдох,
дает силу, приводящую тело в движенье.
Руководит перемещением телесных сил внутри тела, даёт ясность органам чувств"
"Чжуд-шн". Тантра основ.
В аспекте тамас вата-доша — комбинация пространства и воздуха — это химически связанные и растворенные в крови и других жидкостях тела газообрезные вещества: кислород, углекислый газ, азот и все прочие малые добавки различных газов (гелии, аргона и других), в незначительном количестве содержащихся в атмосфере Земли.
Кислород и азот поступают в кровь из вдыхаемого воздухе, углекислый газ, в основном, образуется в клетках организма в процессе дыхания и окисления. Кислород обратимо связан с гемоглобином, углекислый газ — с водой, белками и основаниями, газообразный азот в крови находится только в растворенном состоянии. Некоторое количество газов образуется при переваривании пищи — метан, сероводород, а иногда и более сложные газообразные органические вещества. Эти газы скапливаются преимущественно в желудке и тонком кишечнике.
В аспекте раджас вата-доша описывает процессы движения в организме.
В живом движется все — бьется сердце, волны сокращений прокатываются во кишечнику, движутся жидкости внутри сосудов и капилляров, пульсируют стенки самих капилляров и сосудов, дрожат мембраны клеток, перемещаются потоки веществ внутри клеток, огромное количество нервных импульсов ежесекундно возникает и перемещается по нервной системе, и т. д.
Процессы движения в организме — дыхательные, мерцательные, мышечные, перистальтические и прочие периодические и одиночные сокращения — регулируют сложные обменные процессы и биохимические реакции. Например, от сложных колебательных сокращений тонкого кишечника зависит эффективность всасывания пищевых веществ. От ритмических пульсаций стенок капилляров зависит нормальное прохождение крови по капиллярной системе.
Вата-доша обеспечивает в организме движение и транспорт веществ и, следовательно, регулирует все остальные процессы. Это то, что отличает живой организм от неживого: движение, дыхание!
Поскольку вата-доша — это комбинация стихий пространства и воздуха, в аюрведе считается, что она особенно проявляется во всех полостных органах тела, в сосудах, в нервных тканях. (Органы человеческого тела большинство восточных традиций делят на полые (полостные) и плотные. К полым органам относят желчный пузырь, желудок, тонкий кишечник, толстую кишку, мочевой пузырь. К плотным — печень, селезенку, сердце, легкие, почки.)
Желудочно-кишечный тракт вообще представляет собой трубку с расширениями и извивами, которая начинается ртом и кончается анусом. Нижняя часть тела считается местом, где вата-доша проявлена очень сильно. Разумеется, в организме нет ни одной клеточки, в которой не существовало бы каких-то движений, но нижняя часть тела считается областью, где вата-доша преобладает, поскольку именно там находится большое скопление полостных органов.
Вата-доша в аспекте саттва проявляет себя в работе всех органов чувств, но особенно в деятельности слуха и осязания. Заметна она в эмоциональной и интеллектуальной деятельности. Сознание, в виде манаса и буддхи проявляется в человеческом теле с помощью вата-доши в аспекте саттва. Сигналы от органов чувств — слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния — анализирует и сопоставляет манас, физический разум нашего тела. С ним же связаны врожденные сложные поведенческие и эмоциональные реакции, которые мы называем инстинктами (от лат. instinctus —побуждение) — инстинкты самосохранения, продолжения рода, пищевой, родительский и многие другие, в которых мы сходны с другими живущими на Земле видами. С эмоциями более высокого плана, с анализом картины мира, которую предъявляет манас, с интеллектуальной деятельностью связан буддхи.
С функциями буддхи, как их описывает Санкхья, больше всего схожи функции центральной нервной системы и коры больших полушарий мозга. ( Но сходны — не значит тождественны!)" (Д.Ц,)