24 март 2020 17:28

Аюрведа - исскуство жизни 7

Оцените
(0 голосов)
Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы, древняя мудрость здоровья и исцеления.

В этой части мы рассмотрим, весьма важную для понимания, концепцию двух потоков Пракрити в Человеке. Чем отличается  физическое от психического в нас? Для современной науки это "камень преткновения". Аюрведа же сделала эту концепцию камнем основания!

"Человек подобен большой Вселенной. Это одна из наидревнейших идей, ее исповедывали не только индусы, но и египтяне: "Наверху также, как и внизу' говорится в "Изумрудных скрижалях" Гермеса Трисмегиста. Человек соединяет в себе обе линии эволюции Пракрити, берущие свое начало от Махата: в нем есть аханкара — принцип личности, манас, буддхи, 5 органов чувств и 5 органов действий, тело его состоит из 5 стихий, которые в своих комбинациях обуславливают все многообразие и тонкость его физических и психических проявлений.

По Санкхье существует бесчисленное количество душ, которые по природе своей чисты и неизменны, но, соединенные со Вселенной, они начинают принимать бесчисленные телесные формы. Одушевляя живые существа, они переживают радость и печаль, становятся подверженными страху и беспокойству. Человек содержит в себе отблеск Безначального, Вечного Брахмо, и этот индивидуальный отблеск индусы называют бессмертным Атманом человека.

Огонь, пребывающий в полене, не увидать, расщепив полено. Так и Атмана, пребывающего в теле, можно видеть только силой йоги".

Эти представления и стали основанием аюрведической медицины.

Санкхья дуалистична. Это значит, что она разграничивает побуждающий к действию и проявлению Дух, и Пракрити — материальную, так сказать, компоненту Вселенной, которая, будучи побуждаема к проявлению Пурушей, Всемирным Безначальным Духом, начинает развиваться по своим законам, образуя мир разума, мир стихий, мир Природы...

Не определяя конечных целей, ради которых происходит развертывание Вселенной, Санкхья утверждает, что человек может освободиться от оков невежества и страдания, поскольку Природа, проявляясь в теле человека, может становиться все более саттвичной и, следовательно, все более сознательной. В бесконечном круговороте миропроявлення все более саттвичными должны становится все существа. Личными усилиями и молитвами праведников души в новых воплощениях поднимаются, "попадая во все более чистые лона", выполняя все более тонкие и сложные задачи в этом мире, и, наконец, достигают освобождения, приобщаясь к тем, кто помогает этому миру идти по дороге просветления. Однако может случиться и так, что неправедная жизнь и поглощенность мирскими заботами и страстями, преобладание в чувствах гуны тамас и гуны раджас, приводят человека к воплощению в «дурных лонах», рождению и жизни в тяжелых условиях.

Следует отметить, что Будда проповедовал «срединный путь», отвергающий как жестокую аскезу, так и потакание своим прихотям и страстям. В своей первой проповеди, произнесенной в маленьком
городке Сарнаттхе, он говорил: «Позвольте мне, о бхикшу, учить вас среднему пути, который проходит, минуя обе крайности. Посредством страдания истощённый верующий создаёт в своём уме беспорядок и болезненные мысли. Самоподавление не ведет даже к мирскому знанию; насколько же менее - к победе над чувствами!»

Новые веяния в древнюю установку — пренебрежения материей, отказа от нее — принес в XX веке известный философ, йог, создатель новой «Интегральной йоги» Ауробиндо Гхош. В ашраме (школе-общине), который он основал недалеко от индийского города Пондишери, была предпринята поистине героическая попытка изменения материи тела не для избранных, но для многих, в том числе и для людей, чье сознание вовсе не толкает их на путь самосовершенствования. Там родилась прекрасная идея строительства города будущего —Дуровилля, куда приглашались все желающие идти этим путём.
В книге «Синтез йоги» Ауробиндо Гхош пишет: «Немыслима поэтому такая интегральная Йога, которая игнорирует тело или делает его умерщвление или его брезгливое непринятие необходимыми условиями для совершенной духовности. Скорее, совершенство тела должно быть также и окончательным триумфом Духа, а божетвенность телесной жизни — последней печатью Божества на Его работе в Универсуме. Препятствия, которые физическое начало ставит на пути начала духовного, не есть аргумент для отвержения физического»...


"Откуда это творение появилось:
может, само создало себя, может, нет —
Тот, кто надзирает над этим миром но высшем небе,
 только он знает... или же не знает?
Ригведа. Космогонический гимн.

Два потока миропроявления.

Итак, Санкхья считает, что перед началом миропроявления существуют двое: Пуруша — абсолютное сознание и Пракрити — непроявленная потенциальная материя. Пракрити не проявлена только потому, что все ее качества — гуны — находятся в очень точном соответствии, в идеальном равновесии друг с другом. Ни одна из них не преобладает, и потому нет тенденции к проявлению.

В первом акте взаимодействия Пуруши и непроявленной Пракрити Пуруша взаимодействует с гуной саттва — качеством ясности, прозрачности, полнейшей восприимчивости к воздействиям, — нарушая тем самым идеальное равновесие гун в Пракрити. В результате этого взаимодействия проявляется Махат, Великий Разум — абсолютно сознательная, тончайшая субстанция, о которой индусы говорят: Единый, Бесконечный. Он лишен всякой дифференцированности.
Принцип дифференцированности, квантованности, отделенности одного объекта от другого, принцип личности — аханкара — появляется на следующем этапе развития.
(Та Вселенная, о которой мы хоть что-то знаем благодаря науке, непредставима без этого принципа. Во Вселенной вещество дифференцировано обязательно. Оно включает в себя хорошо знакомые по школьной физике протоны, нейтроны, электроны и множество других так называемых элементарных частиц. Частицы объединяются в атомы, атомы связываются между собой, образуя молекулы)...
Итак, в дальнейшем проявлении Вселенной участвуют уже трое: Пуруша, изменившаяся Пракрити, Махат. Все продукты их взаимодействия и развития подчинены принципу аханкары — они ограничены, обособлены, дифференцированы.

Все, что далее возникает в Мире, есть результат трансформаций, происходящих с изменившейся Пракрити, Пуруша только присутствует при этом в «продуктах развития». Он — необходимый компонент сознания, в его отсутствие сознания просто нет. Без него нет и развития. Но сам он в процессе проявления Вселенной не изменяется. Изменениям подвержена Пракрити.

Далее мы рассматриваем картину развития мира и "судьбу участников" этой Великой Игры в отдельности. Но это происходит только потому, что человеческий разум может понять и описать сложный процесс их взаимодействия лишь упрощая его, и выделяя мысленно отдельные потоки из всеобщего Единого потока. Мир един в своем становлении и проявлении. Познавая и описывая его, мы вынужденно раздробляем это единство.

Эволюция Пракрити идет в двух направлениях, как бы двумя потоками: в одном преобладает гуна тамас, в другом — гуна саттва. В том потоке, где преобладает гуна тамас (инертность, покой), развиваются материальные формы пяти стихий. В том потоке, в котором преобладает гуна саттва (восприимчивость, прозрачность), Пракрити получает возможность реагировать и воспринимать окружающее, быть чувствительной к воздействиям. У живых существ эта способность станет впоследствии органами ощущений, а также той разновидностью сознания, которая воспринимает эти ощущения — манасом, и собственно сознанием, разумом — буддхи. Гуна раджас как сила, энергия — принимает участие в обеих ветвях развития и присутствует в их результатах.

Если массу веществу создает гуна тамас, то способность вещества реагировать на какие-то процессы или другое вещество создается гуной саттва. Некоторой иллюстрацией к этому положению может служить закон тяготения. В терминах Санкхьи масса вещества — это проявление свойств тамаса. А вот то, что эта масса реагирует на другую массу, притягивается к ней — это проявление гуны саттва. Сила, энергия их взаимодействия — это проявление гуны раджас. Мы знаем, с какой силой притягиваются две массы друг к другу, но мы не знаем достоверно, почему это происходит.

Санкхья принимает определенный порядок в разворачивании стихий. Вначале развивается пространство — акаша. Это не трехмерное пространство, в котором мы живем, а нечто неизвестное нам, "вместилище всех форм, чья сущность — звук", это пространство, обладающее способностью вибрировать, т.е. периодически претерпевать сжатия и разрежения.

Следующий этап развитии — стихия воздуха, овеществленный принцип движения. Затем проявляется стихия огня, реализующая себя в виде света и тепла; следующей возникает стихия воды — субстанция более плотная, чем предыдущие, она существует благодаря силам связи. И последний этап в развитии стихий — появление наиболее тамасической, наиболее плотной стихии — земли, "которая всему служит опорой". (Некоторые тексты приписывают стихии земли связь "посредством притяжения", но, разумеется, это не притяжение в европейском смысле; китайские тексты приписывают ей также "способность приумножать, быть плодородной")...

Санкхья не разделяет жестко одушевленные и неодушевленные объекты. Мысль о том, что любой объект из «множества проявленных вещей» наделен в той или другой степени разумной душой — одна из древнейших мыслей человечества; такое представление о мире сейчас принято называть языческим. В Индии, где представление о Едином начале Вселенной, существует уже несколько тысячелетий, так же давно почитают и огромное количество богов, символизирующих самые различные проявления земных и космических сил. Индийские боги, как и люди, сочетают в себе оба потока Пракрити, но природа их тела более совершенна, проявленное в них сознание — превосходит человеческое, и живут они в ином мире, "мире богов", отличающемся от нашего планетарного мира.

В Ригведе, наряду с космогоническими гимнами, посвященными единому началу Вселенной, множество гимнов посвящено различным богам. Солнцу поклонялись как Сурье, но отдельно поклонялись животворящей силе Солнца — богу Савитару, и Ушас — прекрасной богине утренней зари. Кроме Парджаньи — бога грозовой тучи, появляющегося с громом и молнией и изливающего потоки дождя, поклонялись Рудре, воплощавшем разрушительные силы грозы. Его просили не убивать в ярости людей, но на всякий случай совершали жертвоприношения и Марутам — подчиненным Рудре божествам грома и молнии... Индию часто называют страной тридцати трех миллионов богов, и одновременно Индия — первая в истории цивилизации страна, поднявшаяся до понимания Единого, всеобщего Начала Вселенной.

Для стихии пространства, (акаши) не упоминается отдельное божество, стихия воздуха отождествляется с богами Вата (или Вайю).

«Я хочу провозгласить величие бога Ваты;
Он мчится, все сокрушая,
Грохочет, касаясь небес
Вслед за Ватой поднимаются вихри.
Дыхание богов, зародыш мира.
 Этот бог скитается, как ему угодно.
 Только слышны его завывания - образ не виден
Этого Вату мы хотим почтить жертвенным возлиянием,
("Ригведа", X, 168. Гимн Вате).

В иных выражениях воспевается бог огня—Агни. В Индии огонь считают посредником между небом и землей, с помощью огня жертвоприношения и молитвы подвижников достигают божественного мира. Облики Агни разнообразны: он — в Солнце, он — в молнии, он — в водах и растениях, он и в сердце человека. На огне желудка переваривается пища, огнем страсти возжигается новая жизнь, огонь речи вскармливает мысль. Огонь непременно должен гореть в жилище, и следящий за ним считается сыном огня. По представлениям Ригведы огонь рожден был трижды:

В первый раз с неба родился Агни,
Во второй раз — в людях
В третий раз — в водах.
Знамя всего, отпрыск Вселенной,
Рождаясь, он заполняет оба мира
Среди смертных помещен бессмертный Агни.
(Рнгведд X, 45)

Вселенная была сокрыта мраком.
Солнце явилось взорам, когда родился Агни.
Боги, земля, небо, а также воды и растения
Радуются дружбе с ним.

(Ригведа X, 88)

С этими древнейшими представлениями о божествах стихий близко соседствует то мистическое, языческое восприятие мира, которое позволяет одушевлять все проявления Природы в Космосе и на Земле, на подобные представления опирается и шаманизм, бытующий до сих пор среди народов Африки, Тибета, Алтая, Крайнего Севера.

Для мистического сознания земные ветры, горы и даже самые маленькие речушки наделены душой, живой и разумной. Русский мистик и визионер Даниил Андреев свидетельствует в своей удивительной книге "Роза мира":

"Всякий легко припомнит, как на летней заре или весенним полуднем проносятся тихие ветры, целующие землю. Они целуют
землю с ее травами, нивами и дорогами, деревья, поверхность рек и озер, людей и животных. Эти стихиали слоя, называемого Вайита, радуются жизни. Они радуются нам и растениям, водам и Солнцу, радуются прохладной, горячей, мягкой, твердой, освещенной или полутемной земле, гладят ее и ласкают. Если же нам удалось бы увидеть Вайиту собственными очами, нам показалось бы, что мы погружены в зеленоватые, благоухающие, играющие волны, совершенно прозрачные, прохладно-теплые, а главное — живые, разумные и радующиеся нам"...

По Санкхье жизнь и разум изначально присущи развивающейся Вселенной, они только в разной мере выявлены в материи. Органическое вещество на Земле обретает жизнь только на некотором уровне развития, когда появляется определенная модификация органов восприятия и связанного с ними вещества. Для координации восприятий в живой единице необходимо присутствие манаса — некоторой доли сознания, работающей с этими восприятиями, и буддхи с его способностью памяти. Без такой комбинации, считает Санкхья, жизнь невозможна...
Санкхья признает, что миры разворачиваются во времени, Пракрити эволюционирует, пока длится День Брамы, живые существа также развиваются, в них все более проявляется гуна саттва — они становятся чувствительнее и разумнее.

Сейчас известно, что первые следы жизни на Земле появились около 3.5 миллиардов лет тому назад, —тогда возникли простейшие водоросли . Их появлению предшествовал сложный период: образовавшиеся первые клетки научились использовать солнечный свет,— появился механизм фотосинтеза. Почти 3 миллиарда лет понадобилось Природе, чтобы первые водоросли "доэволюционировали" до первых наземных растений — возникших всего лишь около полумиллиона лет тому назад. Дальше дело пошло быстрее. Через 200 миллионов лет Землю уже покрыли хвойные леса, а еще через 150 миллионов лет появились первые двудольные покрытосеменные растения и повсеместно распространились дубовые и клиновые леса. Прошли еще миллионы лет, и Земля стала хорошеть, она покрылась цветами, 60 - 80 миллионов лет тому назад появились первые однодольные цветковые растения, но настоящее их изобилие относится уже к новейшей эпохе, исчисляемой сотнями тысячелетий.

При фотосинтезе в простейших растениях усваивался углекислый газ и высвобождался кислород. Вследствие этого состав первичной атмосферы Земли менялся: количество углекислого газа в ней уменьшалось, количество кислорода — возрастало. И постепенно этот процесс привел почти к экологической катастрофе: для тех первичных форм клеточной жизни, которые не использовали фотосинтез, сильнейший окислитель кислород был разрушителен. Вот как описывает этот процесс биохимик Г. Тибор: " ... Загрязнение среды кислородом началось на Земле примерно 2.5 миллиарда лет тому назад. Для существовавших в то время живых организмов кислород был сильным ядом, таким же сильным, как циан для человека. Тогда же в мире живой природы появились различные механизмы обезвреживаний ядов. Некоторые из них выполняют в современных живых организмах совершенно иные функция. Например, биохимический механизм, с помощью которого светлячок вырабатывает световую энергию, миллиарды лет тому назад... был лишь средством обезвреживания губительного действия кислорода".

И постепенно жизнь нашла совершенное решение этой проблемы. Появились вначале клетки, а потом и организмы, которыепользовали кислород для вырабатывания энергии, появился процесс дыхания. Началась эволюция животных форм. Сперва это были всего лишь кишечно-полостные и низшие черви, но изменения шля очень быстро: через 500 — 800 миллионов лет по Земле уже расхаживали динозавры. А 200 миллионов лет тому назад, вместе с двудольными покрытосемянными растениями появились и первые млекопитающие.

И только 20 —12 миллионов лет тому назад появляются первые гоминнды. Это специальный термин, которым обозначается вид Homo. Считается, что весь этот вид, когда-то имевший разнообразные подвиды в Африке, Австралии, Индии, представлен ныне только одной единственной своей ветвью — человеком разумным, Homo sapiens, биологическая история которого совсем коротка — десятки тысячелетий.

Весь сложный процесс эволюции живого вещества на Земле происходил при одном непременном условии: новый вид имел преимущества, если он обладал либо каким-то новым приспособлением, либо удачным изменением во внутренней структуре. После появления специализированных нервных клеток пошло стремительное развитие нервной системы. Жизнь на Земле эволюционировала, становясь все более сознательной. Разум все более проявлял себя в различных формах живого — в этом вопросе у Востока и Запада тоже нет расхождений.

В человеческом теле сопряжены оба потока развития Пракрити — оно образовано стихиями и имеет разум; в нем Пракрити в аспекте тамас сочетается с Пракрити в аспекте саттва. Для понимания концепций аюрведической медицины рассмотрим более подробно соотношение этих двух потоков. Иными словами, еще раз рассмотрим, как соотносятся между собой стихии, составляющие физическую, материальную основу нашего тела, и наши органы ощущений, связанные с ними нервные ткани и мозговые ткани, а также разум, с помощью которого мы познаем внешний мир." (Д.Ц.)

Доп. информация

Прочитано 707 раз