21 июнь 2020 16:44

Аюрведа - исскуство жизни 12

Оцените
(0 голосов)
Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы, древняя мудрость здоровья и исцеления.


Жизненная теплота — представления о ней индо-тибетские и европейские.

Удовлетворение естественных потребностей жиз­ни не является злом. Сохранять тело в добром здравии
это обязанность, потому что иначе мы не сможем привести в порядок светильник мудрости, не сможем сохранять наш ум сильным и ясным".
Будда. Первая проповедь в Сариатхе.

Три доши как управляющие процессы в организме.

Итак, равновесие трех дош, под которым мы понимаем нормаль­ное - для данного физиологического типа! — протекание этих трех процессов, обеспечивает и нормальный уровень жизненной теп­лоты организма. Расстройство трех дош—их чрезмерная или недо­статочная активность — обязательно приводит либо к повышению, либо к понижению жизненной теплоты.
И течение года (от холода, ветра, жары, сухости или сырости) доши могут незначительно («закономерно», как говорит традиция) расстра­иваться — усиливаться или ослабляться — и, следовательно, вместе с ними будет меняться и уровень жизненной теплоты. Такие расстрой­ства могут быть откорректированы надлежащим образом жизни и пи­танием — эти вопросы подробно разбираются в последующих главах, здесь же рассмотрим подробнее само понятие жизненной теплоты...

Жизненная теплота.

Три доши взаимосвязаны, как связаны, например, пламя масло и фитиль в светильнике.
Человек, проведя бессонную ночь из-за воздушного путешест­вия куда-то на Север, по прилете обнаруживает, что страдает запо­ром, что стал чрезвычайно раздражителен и болтлив... Разумеется, такое состояние не является болезнью, это легкое, но неприятное недомогание, связанное с расстройством вата-доши. Оно проходит, если хорошенько выспаться, подкормиться соответствующей пи­щей, побыть в комфортном тепле. Если же продолжать вести беспо­рядочный образ жизни, легкое расстройство усилится — запоры станут хроническими, начнется бессонница, могут появиться дру­гие симптомы, поначалу незначительные, например, излишняя пот­ливость... Длительное усиление вата-доши (в зависимости от сезо­на) может привести к усилению питта-доши и подавлению каппха-доши.
Когда изменяются сразу три величины, уследить за ними сложно. Все-таки человек предпочитает рассматривать бинеры: "много — ма­ло, хорошо — плохо, движение — покой..." В "Чжуд-ши" вводится не­которое "интегральное" понятие — жизненная теплота, про которую тексты говорят, что любое расстройство одной, двух или даже трех дош сразу, в конечном счете, ведет либо к повышению, либо к пони­жению жизненной теплоты. Продолжая наше сравнение, можно ска­зать, что жизненная теплота — это яркость горения светильника, ко­торая зависит и от качества масла и от качества фитиля.
Понятие жизненной теплоты напрямую связано с понятием енергии. Растения получают энергию извне; теплокровные, — человек в том числе, вырабатывают ее сами. В аюрведической тради­ции жизненную теплоту, характеризующую эту способность тепло­кровных, называют еще "агни" — "пламя, огонь", но пламя биологическое. В "Чжуд-ши" этот термин переводят словами "жизненная теплота", ПА Бадмаев в своей книге даже дает специальное уточнение, подчеркивая универсальность этого понятия — "жиз­ненно-живая теплота".
Но жизненная теплота — это не только выработка тепла у тепло­кровных, это и общая жизнеспособность организма — его сопротивляемость болезням, эффективность работы его пищеваритель­ных систем, способность обеспечивать полноценное питание всех органов и клеток, активно разлагать н удалять из организма "отхо­ды", а также способность к адаптации и размножению. Собственно выработка тепла, как видим, — только часть понятия "жизненная теплота". "Агни" в применении к живым системам — зто именно их способность "жить" и продлевать эту жизнь в потомках, успешно взаимодействуя с внешней средой.
Жизненная теплота организма — интегрирующее понятие индо-тиботской традиции. Считается, что ее нормальный уровень свиде­тельствует о согласованной деятельности всех трех дош. Если у теп­локровных организмов вата-доша, питта-доша и каппха-доша функ­ционируют нормально, они обеспечивают должный уровень жиз­ненной теплоты. Расстройство в работе одной, двух или сразу трех дош ведет к уменьшению или, наоборот, к избыточности жизнен­ной теплоты. И то, и другое ухудшает состояние живой системы и может привести к болезням»
"От жизненного тепла зависят здоровье, бодрость, цвет, долголетие и мощь тела" — указывается в главе 5 "Тан­тры объяснений" "Чжуд-ши".
Роль трех дош в процессе обеспечения организма жизненной теплотой различна. Главенствующей здесь считается питта-доша, в аюрведической традиции ее образно называют "сосудом", а "агни" — "содержимым сосуда". Питга-доша ответственна за производст­во необходимых материалов для агни. Для поддержпшш же и регу­лирования огня жизни — жизненного тепла — необходимо движение, необходим нормальный транспорт исходных веществ и удаление продуктов метаболизма — необходима вата-доша. (В терминах стихий жизненная теплота сочетает в себе воздух и огонь, возмож­но, заполняя тот "пропуск" между вата-дошей и пнтта-дошей, о ко­тором говорилось при рассмотрении трех дош, как комбинаций стихий).
Если говорить только о чисто тепловом аспекте "агни", то питта-доша при поддержке вата-доши ответственна за выработку тепла — теплопродукции», а каппха-доша, при непременном участии ватта-доши, регулирует расход тепла — процессы теплообмена.
Существует классическое сравнение работы трех дош со сжига­нием дров в печке. Тяга в печи подобна работе вата-доши. Горение — работе питта-дошн, а качество дров, их сухость или влажность — работе каппха-доши. Самый плохой вариант, когда в топке с силь­ной тягой горят очень сырые дрова: тепла будет мало, да и то, кото­рое получается, быстро уйдет в трубу. Наилучший вариант — сухие дрова и умеренная тяга. При хорошей конструкции печки тепла хватит надолго.
Особенное значение в традиции придается "огню желудка" — способности пищеварительного тракта разлагать поступающие пи­щевые вещества, (а также разрушать токсины и чуждые бактерии, поступающие с пищей), и далее активно всасывать конечные вещества из кишечника во внутреннюю среду организма. Эти вещества служат сырьем для всей последующей сложной биохимической ра­боты тела. В "Тантре наставлений" причинам и лечению плохого пи­щеварения посвящен особый раздел, состоящий из шести глав. Считается, что нарушения в процессе пищеварения приводят к многообразным сбоям в деятельности и отдельных органов, и целых систем организма —в итоге возникают различные болезни. При хо­рошем огне желудка "все силы тела благоденствуют"; "огонь желуд­ка" в аюрведической медицине почтительно называют "Агни Вайшванара" — "Огонь Всенародный".
Итак, "жизненная теплота" в индо-тибетской медицине — это и способность организма поддерживать определенный уровень выра­ботки тепловой энергии, определенную тепловую мощность, и это общая его, организма, жизнеспособность и сопротивляемость внешним воздействиям. Считается, что при нормальном уровне жизненной теплоты человек меньше болеет. Нормальный уровень жизненной теплоты обеспечивает полноту жизненных сил, готов­ность к жизни, любви, рождению детей, творческой работе.

Как определить уровень жизненной теплоты.

Как определить, нормальная, повышенная или пониженная у данного человека жизненная теплота? В "Чжуд-ши" рекомендуют делать это, исследуя мочу. Исследованию мочи, "Узнаванию болез­ни по зеркалу мочи" в IV томе посвящена глава 2.
Считается, что до полуночи образуется моча, которая свидетель­ствует только о потребленной пище, а вот после полуночи она сви­детельствует о расстройствах в работе трех дош, и, следовательно, о жизнениой теплоте. Собирают ее на рассвете в белую фаянсовую посуду, похожую на пиалу. Важно, чтобы цвет посуды не мешал определить цвет мочи. Рассматривают ее на ярком свете, "когда лучи солнца попадают в посуду с мочой". Накануне анализа запрещают употреблять спиртное и продукты, которые могли бы изменить ок­раску мочи. Нежелательны также " жажда, совокупление, бессон­ная ночь, хождение и переживания", поскольку все это отразится на состоянии мочи.
Обращают внимание на цвет, запах, пар, пену и осадок. Если человек здоров и у него нормальная жизненная теплота, то моча его имеет цвет "топленого ячьего масла и запах мочи; пар, по­ка держится, бывает ровным. Осадок выпадает ровно, всю поверхность покрывает вена, пар начинает исчезать скраев посуды. Если после исчезновения пара моча будет светло-желтой и прозрачной —    человек здоров".
Моча при повышенной жизненной теплоте имеет следующие признаки: "Цвет красноватый (оранжевый) или темно-желтый, мо­ча густая с сильным запахом, пар плотный и держится долго. Пузы­ри мелкие, желтые, быстро исчезающие, иа поверхности толстая пленка, осадок скапливается в центре посуды, кучками. Изменения мочи происходят пока она еще теплая и парит. После исчезновения пара моча приобретает коричневатый оттенок, становится густой".
Моча при пониженной жизненной теплоте имеет: "Цвет прозрач­ный, голубоватый, моча жидкая, пар и запах слабые, пузыри крупные, пленка и осадок тонкие. Изменяется моча только после остывания, но остается такой же голубоватой и жидкой". Если же на ней образуется толстая пленка, это значит, что "не усваивается масло".
Все болезни, которые рассматривает индо-тибетская медицина, делятся на две большие группы: болезни, возникающие при усиле­нии жизненной теплоты и болезни» возникающие при ее уменьше­нии. "Бесчисленное множество известных болезней сводится в итоге к двум - к болезням жара и болезням холода". К первым относят многие ин­фекционные заболевания, например, холеру, тиф, оспу; ко вторым простудные, респираторные, раковые заболевания. Следует по­мнить, что классификация болезней в индо-тибетской традиции и в европейской медицине могут и не совпадать, во всяком случае, со­поставление этих классификаций пока проделано лишь частично...

Признаки усиления трех дош.

«Я вступил в этот читальный зал
счастливым, здоровым человеком.
Я выполз оттуда жалкой развалиной»
Джером Клапка Джером. «Трое в лодке, не считая собаки».

1. Признаки усиления вата-доши.

Если вата-дошу, питта-дошу и каппха-дошу рассматривать, как управляющие процессы, то все многочисленные физиологические функции организма, зависящие от них напрямую, (и даже те, кото­рые зависят от их деятельности только косвенно, как, например, процесс построения белков), — протекают нормально тогда (и толь­ко тогда!), когда три доши функционируют нормально.
Мерилом этой нормальности считаются жизненная теплота и цвет.
Индо-тибетская традиция многократно подчеркивает это обсто­ятельство: когда деятельность трех дош уравновешена и жизненная теплота находится в норме, тогда все физиологические процессы также протекают нормально. Только в этом случае можно говорить о здоровье. В зависимости от сезонов года и образа жизни доши мо­гут выходить из состояния равновесия в ту или другую сторону -— их деятельность может усилиться или ослабиться. Длительное уси­ление или ослабление даже какой-то одной доши, вовремя не скор­ректированное, меняет уровень жизненной теплоты и может при­вести к болезни.
В этой главе приведены физиологические и психологические признаки, которые свидетельствуют об усилении дош. Разумеется, в "Чжуд-ши" упомянуты и те признаки, которые свидетельствуют об их ослаблении, но поскольку доши связаны между собой, ослаб­ление одной из них неизменно влечет за собой незакономерное усиление другой. Признаки же усиления дош довольно отчетливы, легко диагностируются и, — если вовремя обратить на них внима­ние, — легко корректируются образом жизни и питанием.
Усиление "холодной" каппха-доши ведет к ослаблению жизнен­ной теплоты, усиление "горячей" питта-доши — к усилению жизненной теплоты, а усиление вата-доши способствует обоим процес­сам — "она студит "холод" каппха-доши и раздувает "жар" питта-доши". Если к этому добавить, что вата-доша, отвечающая за дыхание и движение, быстрее всех реагирует на любые внешние и внутрен­ние изменения, то понятно, почему именно с нее советует "не спус­кать глаз" "Чжуд-ши".
Признаки усиления вата-доши даны ниже в таблице 1. В первом ее столбце ("Норма") указаны физиологические и пси­хологические признаки, соответствующие нормальному состоянию данной доши, а также опасные для этой доши погодные условия.
Во втором столбце ("Усиление") — видоизменение этих характе­ристик, сопровождающее усиление вата-доши. Усиление доши еще не означает заболевания, это только облака на горизонте, которые совсем не обязательно прольются дождем; отметив у себя признаки усиления какой-то доши, мы легко можем скорректировать их дие­той, физической нагрузкой, образом жизни. Кроме того, будем по­мнить, что доши обязательно усиливаются (или ослабляются) при смене времен года; это считается естественным, закономерным процессом, который также корректируется надлежащим образом жизни, одеждой, питанием.
В третьем столбце приведены признаки более интенсивного усиления, которые уже требуют внимательного отношения к свое­му здоровью; если признаки второго столбца - это облака на гори­зонте, то признаки третьего столбца сходны со сплошной облачнос­тью и временами моросящим дождем.
Обратите внимание на то, что признаки третьего столбца могут сочетаться с признаками второго столбца, например, беспокойство и суетливость (см. строку 2 таблицы 1) могут чередоваться с присту­пами раздражения, а непереносимость громких звуков и шум в ушах иногда одновременно обременяют пожилых людей.
Каким бы ни был тип вашей конституции, — а подробнее о деся­ти типах конституции мы поговорим во второй части этой книги, — первой на любые изменения отреагирует вата-доша; от типа кон­ституции зависят длительность и интенсивность этой реакции, воз­действие усиленной вата доши не другие доши, Кроме сырой, вет­реной и холодной погоды, чаще всего причиной ее расстройства бывает стресс; под стрессом (от английского stress —напряжение) понимают состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий.
Таблица 1.

 


Стрессовые ситуации, если они длительны расстраивают не только вата-дошу, но и питта-дошу и каппха-дошу, однако у этих расстройств немного разный "привкус": расстройство вата-доши на начальных этапах проявится как беспокойство, раздражительность, тревожиость и пугливость; расстройство питта-доши — повышен­ной готовностью к отпору и преодолению, гневом. Расстройство каппха-доши может выразиться в неожиданно возникшей замкнутости, в чувстве незащищенности, либо оно проявится как яростная, резрушитальная агрессия, если человек доведен до отчаянья слишком длительной или слишком тяжелом стрессовой ситуацией.
Незнакомые с понятием "стресс", авторы "Чжуд-ши" среди при­чин, вызывающих расстройство вата-доши, называют скорбь или страх, длительную печаль, "плач до утомления". Вата-дошу расстраивают также физическое, умственное или творческое переутомле­ние. Ее усиление может вызвать путешествие, особенно если это путешествие на самолете через несколько часовых поясов в такую климатическую зону, где преобладает холодная и ветреная погода. Ночные бдения, нарушение сна в течение нескольких дней, нарко­тики, курение и длительное питание холодной и сухой пищей, зло­употребление продуктами горького и вяжущего вкуса - все это расстраивает вата-дошу,
Первые и самые простые меры, которые следует принять, если вата-доша усилилась, мы уже упоминали — это нормальный сон, от­дых и тишина, свет и тепло; хороши теплые ванны и легкий массаж.
Питание также должно быть регулярным. О выборе продуктов, нормализующих вата-дошу (и другие доши), подробно рассказыва­ется в разделе " Пища и пищеварение", здесь отметим только, что вата-доша "любит" тепло, поэтому и пищу, в случае ее расстройства, следует употреблять теплую.
Хорошо, если удастся окружить себя веселыми друзьями и кни­гами и вообще почаще радоваться — ведь радоваться можно совсем простым вещам: улыбке, красивому облаку, даже дыханию; радость лучше всего нормализует вата-дошу,

2. Признаки усиления питта-доши.

Питта-доша обеспечивает нормальное пищеварение, отвечает за работу печени и поступление в кровеносную систему полноценных питательных, строительных и горючих веществ, связана с работой сердца, отвечает за  выработку и трату тепла. В возрасте зрелости питта-доша активна у всех людей - природа метит и нас своим клеймом, она обеспечивает энергией всех млекопитающих в репро­дуктивный период, зная, что производство и вскармливание потом­ства требует усилий. Возросшая активизация питта-доши увеличивает не только все наши силы, но и нашу агрессивность, гневливость, готовность к борьбе, желание победить, во что бы то ни ста­ло, — но все эти чувства мы, в отличии от других видов, направляем, - увы, не только на производство и охрану потомства. Однако наше тело не рассчитано на то, что мы, подавляя гнев, будем молча с каменным лицом выслушивать чьи-то глупые тирады или замирать от ужаса в кресле перед телевизором. И гнев и страх требуют физической реакции — борьбы, бегства... Иначе они становится разрушительными. В главе 7 уже говорилось, что чрезмерное усиление питта-доши излишне повышает жизненную теплоту и увеличивает риск инфекционных заболеваний.
В таблице 2 приведены признаки усиления питга-доши. Обозна­чения в ней те же. что и в таблице 1, и относительно нее справедли­вы все замечания, сделанные выше. Усиление доши — это еще не болезнь, это только вопль тела, обращенный к разуму — "будь ум­ницей, прими меры!".
Питта-доша расстраивается не так быстро, как вата-доша; из эмоциональных причин ее расстройства "Чжуд-ши" называет "не­укротимый гнев в духовной природе". В наше время причины, при­водящие к расстройству питта-доши, чаще всего связаны со стрес­совыми ситуациями, постоянным давлением затруднительных об­стоятельств, желанием успеха любой ценой, легко переходящим в гневливость и раздражительность. Эти эмоции ощущаются окру­жающими независимо от того, выражены они или подавлены, для тела же их "владельца" важно то, что они появляются и  могут "сжечь" жизненно-важные вещества и разрегулировать различные тонкие процессы.
Питта-дошу могут расстроить и непомерные требования к себе и другим, столь свойственные молодым, и азартное желание карьеры и успеха, и нежелание тратить время впустую,
"Горячая" питта-доша, ответственная за выработку тепла и энер­гии в организме, естественным образом активизируется при физи­ческих усилиях. Если тяжелую физическую работу приходится вы­полнять на жаре, питта-доша, обеспечивая энергетические затраты в условиях плохого теплоотвода, может расстроиться очень замет­но, вплоть до теплового удара — это хорошо известно в странах с жарким климатом. Тяжелой физической работой могут быть и спортивные занятия, особенно поднятие тяжестей, слишком быстрый бег.
Питта-дошу активизируют падения, ушибы и побои, перегрев, жаркая и влажная погода, излишек горячей и жирной пищи, упо­требление острых, кислых, соленых блюд и алкоголь.
Вата-доша любит режим и тепло, а питта-доша любит прохладу и умеренность. Заметив у себя признаки усиления питта-доши, не­пременно уберите, хотя бы на время, все стимулирующие факторы — кофе, алкоголь, разговоры о политике и экономическом положе­нии, чрезмерные физические нагрузки и острую пищу. Если есть такие обстоятельства в жизни, которые неизменно вызывают ваше раздражение и от которых вы не можете даже на время избавиться, попробуйте изменить свое отношение к ним. На худой конец вооб­разите себя мудрым Сократом, кротко сносившим не только нище­ту и нападки не очень образованных современников, но и постоян­ные скандалы своей жены Ксантиппы. Старайтесь больше быть на свежем воздухе: прохладный воздух, шелест листьев, вода и луна успокаивают питта-дошу.

Таблица 2


3. Признаки усиления каппха-доши.

Kannxa-доша - "холодная" и самая устойчивая из дош, ее усиле­ние — это чрезмерная выработка организмом вначале слизистых секретов, а потом и соединительных тканей. Как и вата-доша, и пит­та-доша, усиленная каппха-доша, прежде всего, проявляет себя в сфере психического. Изменения мироощущения и некоторые дета­ли поведения меняются прежде, чем появляются конкретные физи­ологические признаки расстройств. Усиление каппха-доши приво­дит к уменьшению жизненной теплоты.
Признаки усиления приведены в таблице 3 — в первом столбце говорится о норме, во втором — о небольшом усилении, которое может быть связано просто с сезоном года, в третьем — о расстрой­стве, которое уже нуждается в коррекции пищей и образом жизни.
Эмоциональный отклик на стрессовую ситуацию каппха-доши, самой устойчивой из дош, очень своеобразен — это излишняя замк­нутость, которая зачастую просто маскирует чувство ненужности, чувство уязвимости и беззащитности. Для благополучия каппха-до­ши равно опасно и чересчур зависеть от кого-либо и чрезмерно ко­го-то опекать.
Из внешних факторов на каппха-дошу плохо действует холодная и влажная погода, затяжные дожди, серое небо над головой; в ти­бетской медицине в этих случаях рекомендуют тепло, огонь очага, благовония и яркие одежды. Зимой... часты хмурые дни, мало красок, рано темнеет и редко бывает солнце. В та­ких условиях человек начинает испытывать сенсорный голод — ему не хватает зрительных, слуховых, обонятельных впечатлений; в те­чение многих веков здесь сущей панацеей была православная цер­ковь, которая врачевала не только своими духовными таинствами, но и прекрасным многоцветным убранством храма, запахом ладана и теплыми огоньками свечей, благостным пением церковного хо­ра...
На Аляске в наше время проблему сенсорного голода и связан­ной с ним зимней депрессии пытаются решить, давая пациентам возможность по утрам в течение получаса глядеть на экран, осве­щенный очень яркой лампой.
К расстройству каппха-доши может привести избыток жареной, жирной и холодной пищи, избыток сладостей, неумеренная любовь к мороженому.
Если вы заметили у себя признаки расстройства капха-дошн, постарайтесь, прежде всего, преодолеть замкнутость, внести в свою жизнь разнообразие. Попробуйте предпринять нечто совершенно необычайное, посмотрите критически на содержимое ваших шка­фов (письменных столов, гаражных полок, данных когда-то обеща­ний). Чрезмерное желание запасать и копить так же опасно для нормального функционирования каппха-доши, как и лень, и мало­подвижный образ жизни. Постарайтесь увеличить физическую на­грузку; стимуляция, усиление активности, изменение образа жиз­ни, новые впечатления — вот пути нормализации каппха-доши. От­кажитесь на время от сладкого, чаще делайте массаж, организуйте в доме сухое тепло, и главное, попробуйте внести что-то новое в свою жизнь, разнообразить ее.

Таблица 3

 

Доп. информация

Прочитано 66 раз