Мы заканчиваем обзор основных принципов Аюрведы. Еще будет несколько публикаций, касающихся вопросов образования болезней и эволюции душ. В дальнейшем, для обсуждения этой и других интересных тем (астрологии, психологии, открытий современной науки и др.), мы приглашаем Вас в нашу Творческую студию "АльТаир", ссылка на страничку в ФБ: (https://www.facebook.com/Творча-студія-гармонійного-розвитку-Людини-АльТаїр-270839110460236/) , которая вскоре начнет работать вживую. До встречи.
“Образ жизни и здоровье. Как проявляются гуны Пракрити в деяниях души*
"Птица взлетает в небо, но от тени своей
не может оторваться.
Bсе твари, пока находятся во власти невежества,
от болезней не избавятся
«Чжуд-ши», Тантра объяснений, глава 8 «Причины болезней»,
1. Что такое "образ жизни" • индо-тибетской традиции.
О причинах болезней в "Чжуд-ши" говорится: "Болезней — великое множество, причин же, их вызывающих, только две — это пища и образ жизни, не соответствующие конституции, возрасту, климату и сезону года".
Первой причине болезней, упомянутой в этом определении, — пище, ее свойствам и соответствию типу конституции человека — посвящена третья часть этой книги; о климате и сезонах годах будет рассказано в двух последних главах. В этой же (и следующей) главе речь пойдет об образе жизни, как о второй причине, вызывающей болезни.
В понятие "образ жизни" индо-тибетская традиция вкладывает совершенно определенный, но несколько непривычный для нас смысл. В «Чжуд-ши» сказано:"Образ жизни — это деяния тела, речи и души".
О деяниях тела и речи упомянем в этой главе совсем коротко, главная ее тема — "деяния души". К деяниям души индо-тибетская традиция относит эмоции, настроения, чувства человека, и считает, что именно они побуждают к деяниям тело и речь, а также влияют на жизненную теплоту, здоровье и ум. На здоровье и жизненную теплоту эмоции влияют, воздействуя на три доши. Есть такие деяния души, такие чувства, которые так же расстраивают нормальное состояние дош, как и неподходящая пища.
Пренебрежение типом конституции, климатом и сезонами года усугубляют эти расстройства. Так возникают бесчисленные болезни тела.
1. Деяния тела
«Отказывайся от плохих дел, как бы
ни подстрекали, совершай хорошие,
как бы ни препятствовали».
«Чжуд-ши». Тантра объяснений.
Относительно "деяний тела" индо-тибетская традиция, подобно другим религиозным традициям, считает, что убийство, воровство, прелюбодеяние, причинение вреда живым существам («ко всем, начиная от червей, относись как к себе») — являются деяниями недопустимыми. (П.А. Бадмаев писал, например, что "политики с трудом поддаются лечению, поскольку они сознательно причиняют вред другим существам").
В более узком смысле "деяния тела", как телодвижения, физические усилия, в наше время имеют некоторые особенности — в условиях городской жизни они стали крайне ограниченными. Тело обычного горожанина находится, в основном, в трех состояниях — оно немного ходит, сидит и лежит. Человек, способный к самым разнообразным движениям, умеющий бегать, прыгать, ползти, плавать, выражать свои чувства в танце, способный к движениям точным, мощным, стремительным, гибким, изящным — превратился в неуклюжего седока различных видов транспорта... Эта печальная участь постигла, разумеется, не всех, и все-таки богатство движений большинством городских жителей утеряно.
Конечно, борьба за существование и в прежние времена не давала рядовым горожанам особых возможностей развивать гибкость или прыгучесть, но все же двигательная активность была разнообразнее. У всех народов мира существовали (а во многих странах существуют и до сих пор) особые праздничные, карнавальные дни, во время которых люди танцевали; русские — весело и плавно; грузины — легко и стремительно, прибалты — медленно и достойно. Люди танцевали в праздники, на свадьбах, на семейных торжествах. И эти танцы, с особыми, естественным» для каждого народа движениями, дополняли ту монотонность "деяний тела", которая бывает неизбежным спутником всякого труда и всякого быта.
В индо-тибетской медицине и слишком большие усилия ("слишком быстрый бег, поднятие чрезмерных тяжестей, длительный изнурительный труд"), и полное безделье считаются одинаково вредными. Чрезмерные нагрузки расстраивают питта-дошу, безделье (гипокинезия) — вата-дошу и каппха-дошу.
К деяниям тела тибетская медицина относит также некоторые физиологические отправления. «Чжуд-ши» советует:
"Голод, жажду, рвоту, зевоту, чиханье,
дыхание, сон и кашель не подавляй,
Слюну, газы, кал, мочу и семя не задерживай"
Из-за подавления чиханья и зевоты, например, ослабевают органы чувств, появляется головная боль, «стягивает» затылок, кривится рот и отвисает челюсть. «Это пройдет, — говорит "Чжуд-ши» (Тантра объяснений, глава 15, «Как вести себя в частных случаях»), — от едкого дыма, лекарства для носа, или если смотреть на Солнце». При задержке газов «начинается несварение, сохнет кал, появляются колющие боли, зябкость, болезни сердце». Не рекомендуется также тужиться при задержках и запорах — это возбуждает вата-дошу и приводит к разнообразным болезням. Лучше соблюдать режим питья и еды и принимать лекарства».
Если придерживаться здорового питания, образа жизни, и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет.
2. Деяния речи.
"Деяния речи" (в некоторых переводах сказано "деяния языка") не только все религиозные, но и все культурные традиции оценивают почти одинаково: речь не должна быть лживой, грубой, оскорбительной и многословной. Буддисты считают, что существуют четыре недопустимых деяния языка — это ложь, болтливость, грубость и сплетни. Перечисляя их в своих проповедях, Будда» по преданию, советовал следующее:
"Не лгите, но будьте правдивы. Правду говорите благоразумно, бесстрашно и с любящим сердцем.
Не пустословьте, говорите, не отклоняясь, о полезном и должном, или молчите.
Не грубите, и не ругайтесь. Говорите с достоинством и скромностью,
Не выдумывайте о людях ложного и не повторяйте клевету, обращайте внимание на достоинства, а не на недостатки"
"Говори только ради желания принести благо" — советуют буддисты.
Длительные речи, которые по роду деятельности должны произносить педагоги или политики, могут расстроить удана-вату; если же речь страстная или сильно огорчающая говорящего, расстраивается еще и питта-доша, особенно в той ее части, которая связана с сердцем.
Не менее разрушительна бывает и, так называемая, «внутренняя речь» —те длинные, остроумные и наповал сражающие врагов монологи, которые мы произносим про себя, как правило, уже после неприятных событий. Отказ от «мысленной брани»— непременное требование всех религиозных традиций. Буддисты советуют заменять внутреннюю речь мантрой, которую десятки тысяч раз повторяет начинающий послушник. Люди светские отучаются от этого порока, читая про себя стихи.
3. Деяния души.
Возвратимся к "деяниям души". По смыслу текстов, деяния души — это то, что у нас принято называть эмоциями или чувствами. (Слово "эмоция" происходит от французского emotion и от латинского emoveo —потрясать, волновать). Эмоции определяют как "реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Дифференцированные и устойчивые эмоции называют чувствами". ("Советский энциклопедический словарь", изд-во "Советская энциклопедия", Москва, 1980).
Считается, что чувства могут возникать на основе высших духовных или социальных потребностей, они могут быть нравственными, эстетическими, религиозными, даже интеллектуальными. Областью чувств занимаются специалисты по психоанализу, психиатры, психологи, социологи... При всей своей "субъективности" чувства, в том числе и те, которые источником своим имеют инстинктивные программы, являются важнейшими двигателями человеческой деятельности. Мы проявляем себя вовне под воздействием тех или иных чувств; мы действуем, стремясь пережить какие-то желательные для нас чувства, или избавиться от чувств нежелательных, тяжелых, отрицательных.
В последние десятилетия ... материалистическое "упразднение" человеческой души привело к размыванию многих нравственных ценностей. Мы как-то стали забывать о том, что отнюдь не все чувства допустимы с нравственной точки зрения, мы привыкли думать, что управлять чувствами почти невозможно, что они возникают и живут в нас по каким-то своим законам, составляя существенную часть той внутренней реальности, о которой мы говорим: "я".
Единственная, повсеместно принятая техника обращения с эмоциями состоит в том, чтобы социально-неприемлемые чувства, во-первых, скрывать, а во-вторых, — по возможности подавлять. Внешняя сдержанность в проявлении чувств считается хорошим тоном. Дети и животные потому умиляют (и раздражают) нас порой, что в них чувства еще непосредственны, еще не скрыты, — они любят и ревнуют, обижаются и радуются открыто и раскрепощенно. Но постепенно, взрослея, дети обучаются и некоторой сдержанности, и скрытности.
Все великие религии мира, и особенно христианство, никогда не рассматривали мир человеческих эмоций как нечто незыблемое и не подлежащее улучшению. Также и для индо-тибетской медицины: человеческие эмоции, чувства как "деяния души" это предмет работы; человеку следует возделывать свою душу так же рачительно, как поле или сад, В противном случае он неизбежно будет болеть (и, кроме того, по индуистским и буддийским представлениям накапливать дурную, тяжелую карму). В индо-тибетской медицине душа — это и инструмент познания, и предмет работы. Имея двойственную природу, она воздействует как на три доши тела, так и на ум." Д.Ц.