01 авг 2020 17:32

Аюрведа - исскуство жизни 13

Оцените
(0 голосов)
Аюрведа — искусство повседневной жизни в гармонии с законами природы, древняя мудрость здоровья и исцеления.

Мы заканчиваем обзор основных принципов Аюрведы. Еще будет несколько публикаций, касающихся вопросов образования болезней и эволюции душ. В дальнейшем, для обсуждения этой и других интересных тем (астрологии, психологии, открытий современной науки и др.), мы приглашаем Вас в нашу Творческую студию "АльТаир", ссылка на страничку в ФБ: (https://www.facebook.com/Творча-студія-гармонійного-розвитку-Людини-АльТаїр-270839110460236/) , которая вскоре начнет работать вживую. До встречи.

“Образ жизни и здоровье. Как проявляются гуны Пракрити в дея­ниях души*

"Птица взлетает в небо, но от тени своей
не может оторваться.
Bсе твари, пока находятся во власти невежества,
от болезней не избавятся
 «Чжуд-ши», Тантра объяснений, глава 8 «Причины болезней»,
1. Что такое "образ жизни" • индо-тибетской традиции.
О причинах болезней в "Чжуд-ши" говорится: "Болезней — великое множество, причин же, их вызывающих, только две — это пища и образ жиз­ни, не соответствующие конституции, возрасту, климату и сезону года".
Первой причине болезней, упомянутой в этом определении, — пи­ще, ее свойствам и соответствию типу конституции человека — посвя­щена третья часть этой книги; о климате и сезонах годах будет расска­зано в двух последних главах. В этой же (и следующей) главе речь пой­дет об образе жизни, как о второй причине, вызывающей болезни.
В понятие "образ жизни" индо-тибетская традиция вкладывает совершенно определенный, но несколько непривычный для нас смысл. В «Чжуд-ши» сказано:"Образ жизни — это деяния тела, речи и души".
О деяниях тела и речи упомянем в этой главе совсем коротко, главная ее тема — "деяния души". К деяниям души индо-тибетская традиция относит эмоции, настроения, чувства человека, и считает, что именно они побуждают к деяниям тело и речь, а также влияют на жизненную теплоту, здоровье и ум. На здоровье и жизненную теплоту эмоции влияют, воздействуя на три доши. Есть такие дея­ния души, такие чувства, которые так же расстраивают нормальное состояние дош, как и неподходящая пища.
Пренебрежение типом конституции, климатом и сезонами года усугубляют эти расстройства. Так возникают бесчисленные болез­ни тела.


1. Деяния тела
«Отказывайся от плохих дел, как бы
ни подстрекали, совершай хорошие,
как бы ни препятствовали».
«Чжуд-ши». Тантра объяснений.

Относительно "деяний тела" индо-тибетская традиция, подобно другим религиозным традициям, считает, что убийство, воровство, прелюбодеяние, причинение вреда живым существам («ко всем, на­чиная от червей, относись как к себе») — являются деяниями недо­пустимыми. (П.А. Бадмаев писал, например, что "политики с трудом поддаются лечению, поскольку они сознательно причиняют вред другим существам").
В более узком смысле "деяния тела", как телодвижения, физи­ческие усилия, в наше время имеют некоторые особенности — в условиях городской жизни они стали крайне ограниченными. Тело обычного горожанина находится, в основном, в трех состо­яниях — оно немного ходит, сидит и лежит. Человек, способный к самым разнообразным движениям, умеющий бегать, прыгать, ползти, плавать, выражать свои чувства в танце, способный к движениям точным, мощным, стремительным, гибким, изящ­ным — превратился в неуклюжего седока различных видов транспорта... Эта печальная участь постигла, разумеется, не всех, и все-таки богатство движений большинством городских жителей утеряно.
Конечно, борьба за существование и в прежние времена не дава­ла рядовым горожанам особых возможностей развивать гибкость или прыгучесть, но все же двигательная активность была разнооб­разнее. У всех народов мира существовали (а во многих странах су­ществуют и до сих пор) особые праздничные, карнавальные дни, во время которых люди танцевали; русские — весело и плавно; грузи­ны — легко и стремительно, прибалты — медленно и достойно. Лю­ди танцевали в праздники, на свадьбах, на семейных торжествах. И эти танцы, с особыми, естественным» для каждого народа движе­ниями, дополняли ту монотонность "деяний тела", которая бывает неизбежным спутником всякого труда и всякого быта.
В индо-тибетской медицине и слишком большие усилия ("слиш­ком быстрый бег, поднятие чрезмерных тяжестей, длительный из­нурительный труд"), и полное безделье считаются одинаково вред­ными. Чрезмерные нагрузки расстраивают питта-дошу, безделье (гипокинезия) — вата-дошу и каппха-дошу.
К деяниям тела тибетская медицина относит также некоторые физиологические отправления. «Чжуд-ши» советует:

"Голод, жажду, рвоту, зевоту, чиханье,
дыхание, сон и кашель не подавляй,
Слюну, газы, кал, мочу и семя не задерживай"

Из-за подавления чиханья и зевоты, например, ослабевают орга­ны чувств, появляется головная боль, «стягивает» затылок, кривит­ся рот и отвисает челюсть. «Это пройдет, — говорит "Чжуд-ши» (Тантра объяснений, глава 15, «Как вести себя в частных случаях»), — от едкого дыма, лекарства для носа, или если смотреть на Солн­це». При задержке газов «начинается несварение, сохнет кал, появ­ляются колющие боли, зябкость, болезни сердце». Не рекомендует­ся также тужиться при задержках и запорах — это возбуждает ва­та-дошу и приводит к разнообразным болезням. Лучше соблюдать режим питья и еды и принимать лекарства».

Если придерживаться здорового питания, образа жизни, и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет.

2. Деяния речи.

"Деяния речи" (в некоторых переводах сказано "деяния языка") не только все религиозные, но и все культурные традиции оценива­ют почти одинаково: речь не должна быть лживой, грубой, оскорби­тельной и многословной. Буддисты считают, что существуют четы­ре недопустимых деяния языка — это ложь, болтливость, грубость и сплетни. Перечисляя их в своих проповедях, Будда» по преданию, советовал следующее:
"Не лгите, но будьте правдивы. Правду говорите благоразумно, бесстрашно и с любящим сердцем.
Не пустословьте, говорите, не отклоняясь, о полезном и должном, или молчите.
Не грубите, и не ругайтесь. Говорите с достоинством и скромностью,
Не выдумывайте о людях ложного и не повторяйте клевету, обращайте внимание на достоинства, а не на недостатки"
"Говори только ради желания принести благо" — советуют буд­дисты.
Длительные речи, которые по роду деятельности должны произ­носить педагоги или политики, могут расстроить удана-вату; если же речь страстная или сильно огорчающая говорящего, расстраива­ется еще и питта-доша, особенно в той ее части, которая связана с сердцем.
Не менее разрушительна бывает и, так называемая, «внутренняя речь» —те длинные, остроумные и наповал сражающие врагов мо­нологи, которые мы произносим про себя, как правило, уже после неприятных событий. Отказ от «мысленной брани»— непременное требование всех религиозных традиций. Буддисты советуют заме­нять внутреннюю речь мантрой, которую десятки тысяч раз повто­ряет начинающий послушник. Люди светские отучаются от этого порока, читая про себя стихи.

3. Деяния души.

Возвратимся к "деяниям души". По смыслу текстов, деяния души — это то, что у нас принято называть эмоциями или чувствами. (Слово "эмоция" происходит от французского emotion и от латин­ского emoveo —потрясать, волновать). Эмоции определяют как "ре­акции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окрас­ку и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Дифференцированные и устойчивые эмоции называют чувствами". ("Советский энциклопедический словарь", изд-во "Советская эн­циклопедия", Москва, 1980).
Считается, что чувства могут возникать на основе высших духов­ных или социальных потребностей, они могут быть нравственными, эстетическими, религиозными, даже интеллектуальными. Облас­тью чувств занимаются специалисты по психоанализу, психиатры, психологи, социологи... При всей своей "субъективности" чувства, в том числе и те, которые источником своим имеют инстинктивные программы, являются важнейшими двигателями человеческой дея­тельности. Мы проявляем себя вовне под воздействием тех или иных чувств; мы действуем, стремясь пережить какие-то желательные для нас чувства, или избавиться от чувств нежелательных, тя­желых, отрицательных.
В последние десятилетия ... материалистическое "упраздне­ние" человеческой души привело к размыванию многих нравствен­ных ценностей. Мы как-то стали забывать о том, что отнюдь не все чувства допустимы с нравственной точки зрения, мы привыкли ду­мать, что управлять чувствами почти невозможно, что они возникают и живут в нас по каким-то своим законам, составляя существенную часть той внутренней реальности, о которой мы говорим: "я".
Единственная, повсеместно принятая техника обращения с эмо­циями состоит в том, чтобы социально-неприемлемые чувства, во-первых, скрывать, а во-вторых, — по возможности подавлять. Внешняя сдержанность в проявлении чувств считается хорошим тоном. Дети и животные потому умиляют (и раздражают) нас по­рой, что в них чувства еще непосредственны, еще не скрыты, — они любят и ревнуют, обижаются и радуются открыто и раскрепощенно. Но постепенно, взрослея, дети обучаются и некоторой сдержан­ности, и скрытности.
Все великие религии мира, и особенно христианство, никогда не рассматривали мир человеческих эмоций как нечто незыблемое и не подлежащее улучшению. Также и для индо-тибетской медицины: че­ловеческие эмоции, чувства как "деяния души" это предмет рабо­ты; человеку следует возделывать свою душу так же рачительно, как поле или сад, В противном случае он неизбежно будет болеть (и, кро­ме того, по индуистским и буддийским представлениям накапливать дурную, тяжелую карму). В индо-тибетской медицине душа — это и инструмент познания, и предмет работы. Имея двойственную приро­ду, она воздействует как на три доши тела, так и на ум." Д.Ц.

Доп. информация

Прочитано 786 раз